Отечественное авторское кино: кому быть, а кому не быть.
Зубарев Александр, редактор 1001.ru
Ощущение кризиса, пришедшее в прошлом году, в нынешнем стало более отчетливым. Дают о себе знать директивы партии и правительства, вектор на лояльное, патриотическое кино. Кажется, отборщики фестиваля не без труда обнаружили в отечественном кинорепертуаре 14 работ. Причем две из них документальные. Сразу заметим, картины достойные, ведущие диалог с современностью (в игровом кино с этим у нас «все сложно»). Но и «Чужая работа» Дениса Шабаева, выпускника мастерской Марины Разбежкиной, и «Год литературы» Ольги Столповской уже были в декабре показаны на «Артдокфесте», а «Год литературы» «Новая газета» показывала на своем сайте в рамках нашего зимнего докфестиваля. Один из ярчайших фильмов года — «В лучах солнца» Виталия Манского, отмеченный 14 призами международных кинофорумов (и еще не было российской премьеры), «Кинотавр» показать не осмелился.
Среди тенденций конкурса три основные: невиданное обилие дебютов, феминизация, отсутствие режиссеров нулевых. Разве это не тема для дискуссии: чем заняты сегодня ведущие режиссеры авторского кино: Хлебников и Попогребский, Хржановский-младший и Лобан, Хомерики и Гай-Германика?
Обещают быть острыми поединки профессионалов «Из двух углов» журнала «Искусство кино». Критик — режиссер. Режиссер — продюсер. Продюсер — прокатчик. Автор — отборщик.
Женщины действительно рулят. В конкурсе — фильмы режиссеров Алены Давыдовой («Иван»), Ольги Столповской («Год литературы»), Анны Матисон («После тебя»), Оксаны Карас («Хороший мальчик»), Надежды Степановой («Я умею вязать»). Продюсеров — Натальи Мокрицкой («Зоология»), Марины Разбежкиной («Чужая работа»), Татьяны Петрик («Разбуди меня»), Юлии Мишкенине («Рыба-мечта»), Софико Кикнавелидзе («Я умею вязать»). Да и открывается фестиваль женским альманахом «Петербург. Только по любви» — семь историй о городе. Семь авторов: Авдотья Смирнова, Рената Литвинова, Анна Пармас, Оксана Бычкова, Аксинья Гог, Наталья Назарова, Наталья Кудряшова.
Фильмы основного конкурса сосредоточиваются на ощущении человека, вынужденного с нашей непредсказуемой действительностью сосуществовать.
В Сочи состоится российская премьера фильма «Ученик» Кирилла Серебренникова, удостоенного в Каннах приза имени Шале за актуальную тему. Фильм по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик». Про подростка Вениамина, с Новым Заветом в руках навязывающего окружающим «нормы поведения». Юный Тартюф, своим фанатизмом порабощающий других.
«Врач» — режиссерский дебют Гоши Куценко. Он вместе с Александром Яцко, Анной Михалковой, Марией Порошиной и сыграл историю нейрохирурга Юрия Михайловича. Доктора, примеряющего на себя диагнозы своих пациентов.
«Год литературы». «Что значит для писателя прожить Год литературы?» — об этом размышляет писатель Александр Снегирев. Уже пришло письмо о сносе подмосковного дома в связи со строительством автотрассы. Дома, где еще недавно собирались веселой компанией друзья, известные современные авторы: Алиса Ганиева, Анна Козлова, Павел Санаев, Сергей Шаргунов и другие.
«Зоология» Ивана И. Твердовского — про тетеньку, у которой ненароком вырос хвост. И как ей «особенной» с этим «новообразованием» жить? Этот микст прозы и сюра уже приглашен в основной конкурс кинофестиваля в Карловых Варах, где состоится и мировая премьера дебюта Алексея Красовского «Коллектор». У героя фильма профессия скандальная и актуальная. Он выбивает долги, используя эффективные и вроде бы некриминальные средства «нажима». Но в этой ситуации важно самому не превратиться в мишень.
«Огни большой деревни» Ильи Учителя. Намек на Чаплина не случаен. Двадцатилетний киномеханик Федя бьется с «врагами кино» за сохранение провинциального кинотеатра «Родина». Ради этого он готов и сам снять фильм с заезжей звездой. Дмитрием Дюжевым, например.
«Иван» Алены Давыдовой. Живет себе в маленьком городе, работает водителем на «скорой помощи» Иван. Жизнь несется по привычной колее. Однажды на пороге его дома появится маленькая девочка, которая изменит траекторию его судьбы.
«После тебя» — фильм от Анны Матисон и Сергея Безрукова. Про знаменитого артиста балета, прервавшего карьеру из-за травмы, но так и не сумевшего порвать связь с хореографией.
«Разбуди меня» Гийома Проценко. Девушке Жене, оставленной ее бойфрендом, видятся вещие сны. Поможет ли дар выбраться из криминальной реальности?
«Рыба-мечта» — режиссерский дебют Антона Бильжо. Притча о питерском корректоре, работающем над энциклопедией «Рыбы Балтийского моря». Однажды из моря возникнет Хелена и перевернет его представления о мире.
«Хороший мальчик» Оксаны Карас. Шесть дней из жизни умненького девятиклассника Коли Смирнова. Кино из рубрики «Школьный фильм». Любовные многоугольники. Поджог школьной пристройки с новыми компьютерами. Дистанция между нашим подростковым представлением о близких, учителях, родителях — и ошибающимися и ушибающимися людьми.
«Человек из будущего» Романа Артемьева. Кассирша должна стать матерью спасителя человечества, все доказательства — за этот неоспоримый факт. Но стоит ли подобным «фактам» верить?
«Чужая работа» Дениса Шабаева. Про жизнь гастарбайтера Фарруха. Про его семью, надежды, про их крушение… и новые надежды. Несокрушимые.
«Я умею вязать» Надежды Степановой при участии Сергея Иванова. О том, как трудно сохранить рассудок, если действительность «съехала с катушек».
Когда-то «Кинотавр» в отсутствие кинопроката и при наличии огромной дистанции между отечественным кино и зрителем стал главным защитником независимого авторского кинематографа. Сегодня эту миссию сложно исполнять. Но без этой защиты независимому кино не выжить.
Лариса Малюкова