На «Первом канале» премьера нового сериала «Спящие». Sobesednik.ru поговорил с Сергеем Минаевым, написавшим сценарий.
«Спящие» – программа иностранных спецслужб. Она предполагает использование агентов, ожидающих в «спящем режиме» команду на активные действия. Российским спецслужбам в итоге удается разоблачить сложную и опасную комбинацию своих заокеанских оппонентов.
– Сергей, когда узнаешь сюжет, невольно приходит мысль, что это государственный заказ. Очень уж актуально сегодня...
– Конечно, это не заказ. В 2013 году работники ФСБ мне рассказали историю о том, как вербуют людей, потом лет на пять про них забывают, а затем активируют для какого-либо задания. На тот момент я только закончил книгу, написал сценарий для полнометражного фильма и был увлечен просмотром американского сериала «Родина». На фоне этого мне пришла идея написать сценарий сериала, что и получилось спустя два года. Первый, к кому я пришел за советом о том, как это перенести на экран, был Федор Бондарчук. Но он тогда снимал свое кино. Потом эта идея понравилась на «Первом канале», и Федор стал продюсером проекта.
– Режиссер сериала Юрий Быков известен своими фильмами «Дурак» и «Майор», которые в свое время вызвали споры. Фильмы честные, я бы даже назвал их оппозиционными.
– Оппозиционный или прогосударственный – это не вопрос взглядов. Юрий прочитал сценарий, ему понравилось, и он решил работать. Более того, придумал некоторых персонажей.
– Вы обозначили двух героев так: «один – консерватор, другой – горячий либерал». То есть уже конфликт?
– Да, это становление двух взглядов на развитие государства. Но это не фильм про глупых врагов, это история про двух профессионалов, каждый из которых работает на интересы своего государства. Офицер ФСБ Андрей Родионов (Игорь Петренко) и журналист Иван Журавлев (Дмитрий Ульянов) когда-то дружили, потом жизнь их развела. Родионов дослужился до полковника ФСБ, Журавлев стал очень известным журналистом. По многим вопросам они не сходятся, постоянно спорят о том, что должно произойти со страной и как она должна развиваться. Это четко прописанные типажи. В фильме показано, как работают медиа, журналисты, блогеры, правозащитники и люди, которые занимаются антикоррупционной общественной деятельностью. Описывая работу разведок, я старался избегать шаблонов. У нас идет война двух высокопрофессиональных спецслужб, каждая из которых отстаивает интересы своей страны. Шахматная партия абсолютно равных соперников.
– Подозрительно, что именно сейчас, когда у России не самые лучшие отношения с некоторыми государствами, да еще воюем в Сирии, появляется подобный сериал.
– Послушайте, предположить такое развитие событий в 2013 году, когда я работал над сценарием, было нельзя. Я не думаю, что у нас есть такие стратегические центры планирования, которые тогда знали об этом.
– Вас консультировали люди из ФСБ?
– Да, кто-то действующий, кто-то в отставке. История была сложной потому, что некоторые вещи нельзя было написать из-за секретности. Но мне от них надо было узнать больше технологических вещей: как вербуют, как передают информацию, как взрывают... За тайнами и секретами спецслужб я не гнался. Но какие-то вещи не вошли в окончательный монтаж, потому что их посчитали разглашением секретной информации.
– А вы принимали участие в самих съемках?
– Я приезжал на съемочную площадку, чтобы иногда что-то переписать. Но в режиссуру не лез, это работа Юрия Быкова. Каждый должен заниматься своим делом. Актеров тоже выбирали продюсеры и режиссер, я к этому отношения не имею. На мой взгляд, у нас получился крепкий шпионский триллер, я очень доволен тем, как мы его сняли.
Перанов Олег