Сегодня Фонд Grand Prix d’Horlogerie de Geneve объявил о результатах первого тура главного часового конкурса мира, GPHG, который называют «Золотой стрелкой». После голосования в сети часовые эксперты со всего мира определили шестерки финалистов в каждой из 14 номинаций этого года. О новостях отбора рассказывает главный редактор издания «Стиль. Часы» Алексей Тарханов.
В прошлом году Фонд Grand Prix d’Horlogerie de Geneve выработал новые революционные условия голосования. Предполагалось, что с ними все будет не так, как раньше. Если бы они только знали! Даже без всякого их применения голосование все равно прошло бы в условиях, которых никто никогда не видел.
С марта часовая жизнь замерла на несколько месяцев, было разом отменено три часовых салона — сначала Time to Move в Цюрихе, затем Вaselworld в Базеле, затем Watches & Wonders (бывший SIHH) в Женеве. Вся система показа и представления часов мгновенно рассыпалась. В январе некоторые (не очень многочисленные) журналисты успели на салон LVMH в Дубае, но с тех пор профессиональное сообщество могло судить о новинках лишь по случайным показам, конференциям в интернете, пресс-релизам.
Меж тем именно в привлечении интернациональной аудитории к голосованию состояла идея нового президента Фонда GPHG Раймона Лоретана. Самые известные профессионалы часового мира — часовщики, рекламщики, коллекционеры, музейщики, журналисты, историки, аукционисты — стали членами Академии GPHG. В общей сложности 350 человек получили приглашение участвовать в присуждении «Стрелок». На первом этапе, с 24 июня, им предстояло предлагать часы для конкурсного отбора, в начале сентября академики проголосовали, сегодня результаты стали известны.
Это постоянно вызывало вопрос, может ли Гран-при быть объективным критерием часового превосходства, если несколько крупных игроков уже не первый год остается вне игры. Приглашение академиков имело тот смысл, что они могли предлагать те часы, которые им нравились. А уже потом представители марок решали, готовы ли они выставить часы на соревнование и, кстати, оплатить вступительный взнос.
Момент первого голосования показал, что отношение главных «отказников» к конкурсу не изменилось. Они по-прежнему вне игры. Зато активно участвуют часовщики крупнейших модных марок. За последние годы они создали немало серьезных моделей и соревнуются на равных с «природными» часовщиками. В номинациях — одна позиция у Chanel, две у Hermes и две у Dior. Притом что их аудитория совсем другая, это уже хороший результат.
Интересно отметить активность на этом конкурсе марок группы Richemont, далеко не всегда удостаивавшей Гран-при своим появлением. Бросается в глаза и активность Piaget, представленной сразу в пяти номинациях. Притом что каждая марка имеет право на шесть кандидатур, такой высокий процент отбора хорошо говорит и о качестве, и о продуктивности. В двух номинациях выступает IWC, в одной — Vacheron Constantin, в трех — дом Van Cleef & Arpels, который два года назад распрощался со всеми салонами: GPHG — последнее мероприятие, в котором он выступает в общем ряду часовщиков.
Кстати, очень сильна ювелирная номинация, где что ни имя, то целая история: Bvlgari, Chopard, Dior, Jacob & Co, Piaget, Van Cleef & Arpels.
Любопытно видеть рядом часы независимого британца Бернхарда Ледерера, первенца будущей коллекции Tribute to the Masters of Escapements. В новых Bernhard Lederer Central Impulse Chronometer он представляет свое решение нерешаемых механических задач, а именно узел спуска, удавшийся там, где спасовал кумир Ледерера великий часовщик Джордж Дэниелс.
Из условно молодых кроме Bernhard Lederer в списке Moser & Cie, MB&F, Ming, Reservoir, Trilobe. К сожалению, нет в номинациях российских марок. Если выставленная модель Raketa не имела особых шансов, то часы Mars Conqueror Mk3 Fighter, спроектированные главным нашим мастером Константином Чайкиным, вполне могли бы пройти во второй тур конкурса.
Чтобы сохранить саспенс, номинации пока что выстроены по алфавиту. Однако голосование шло по очкам, выбранные часы могли получить от одного до шести пунктов. Так что в представленных шестерках уже спрятаны лидеры, а возможно, и победители. Это решит последнее, на сей раз очное, голосование членов жюри. GPHG не теряет оптимизма, обещая 30 октября открыть выставку в художественном музее Женевы, а 12 ноября — провести церемонию вручения призов.
Алексей Тарханов