К поиску лечащего врача, особенно если недуг серьёзный, надо подходить основательно. Учитывая не только опыт и квалификацию доктора, но и ваш психологический комфорт при общении.
Наш эксперт – психолог, мастер делового администрирования Высшей коммерческой школы Министерства экономического развития Тамара Вохмянина.
Нам постоянно приходится делать выбор. Иногда пустяковый. Например, когда решаем, что купить на ужин. Иногда судьбоносный, когда надо определяться со спутником жизни и профессией. А порой от выбора зависит вся жизнь. Это касается и поиска своего врача.
Доверяй, но проверяй
Вопрос доверия врачу, пожалуй, основополагающий. Но помимо личной симпатии существуют и другие критерии выбора. Несомненно, самый важный из них – компетентность специалиста. Оценить её самостоятельно нелегко. Но тут помогут косвенные признаки – регалии доктора, его опыт и репутация среди коллег, отзывы о нём пациентов, а также наш собственный жизненный опыт и интуиция. Не стоит обманываться звёздным статусом доктора – медийные лица, часто мелькающие по телевизору, необязательно являются хорошими врачами, хотя бывает и иначе.
Второй важный момент – это ваш комфорт в общении. Но и тут не всё однозначно. Например, хмурый и нелюдимый врач-интроверт, которому трудно даётся личное общение с пациентом, вполне может оказаться классным специалистом, а обаятельный доктор, сыплющий шутками-прибаутками, наоборот. Стиль общения врача с пациентами – тоже не показатель. Бывают доктора сопереживающие и эмоционально-нейтральные, директивные и демократичные. Кому-то подходит один тип, кому-то удобнее общаться с другим. Тем не менее, если после первой встречи доверия к доктору не возникло, лучше поискать другого.
Выбор роли
Есть как минимум 4 модели взаимоотношений врач – пациент:
Патерналистская. В этом случае пациент выступает в роли ребёнка, а врач – его родителя или опекуна. Доктор диктует, каким будет лечение, а от больного требуется только неукоснительное послушание. Да, демократизма маловато, зато в этой схеме есть место эмоциональной составляющей: врач может пожурить больного или, наоборот, похвалить. Как правило, к патерналистской модели более склонны представители старой школы медиков. Таких врачей чаще выбирают трепетные пациенты, затрудняющиеся в принятии самостоятельных решений и нуждающиеся в постоянном одобрении.
Информационная. Тут всё наоборот. С одной стороны, совершенно бесстрастный врач, а с другой – полностью независимый от него пациент. Доктор выдаёт больному всю информацию о его болезни и способах её лечения, а также о возможных побочных эффектах и ожидаемых прогнозах. И на этой основе пациент самостоятельно принимает решение. Такую модель выбирают решительные и уверенные в себе люди с аналитическим складом ума.
Интерпретационная. Врач – убеждающая сторона. Он не только доносит информацию до пациента, но и убеждает его в том, как именно ему надо лечиться, а как не стоит. Такой подход всем хорош, если к врачу есть полное доверие. В обратном случае, особенно если ситуация серьёзная, а пациент чересчур внушаем, лучше для подстраховки взять второе мнение.
Совещательная. Одна голова хорошо, а две лучше. Врач предоставляет больному полную картину заболевания, рассказывает обо всех возможностях и перспективах лечения, но при этом советуется, какой вариант лечения больному больше подходит. Так можно найти наиболее оптимальный способ лечения.
Хороший врач редко использует лишь одну из этих моделей. Как правило, он выбирает ту или иную стратегию в зависимости от конкретной ситуации, душевного состояния и особенностей личности больного. Умение врача проявлять гибкость в общении хоть напрямую и не говорит о его квалификации, но является одним из важных свидетельств профессионализма.
Как общаться с разными типами врачей
Молодой специалист
Его плюсы: сопереживающий, недирективный, активный.
Его минусы: недостаток опыта, самонадеянность и склонность к поспешным выводам и недооценке риска. Или, наоборот, неуверенность в себе и своих назначениях.
Как общаться. Не торопить, не давить, не обесценивать. Чётко формулировать симптомы. Уточнять назначения, противопоказания. В сложных случаях или при планировании серьёзных вмешательств обратиться к другому специалисту за вторым мнением.
«Перегоревший» врач
Его плюсы: большой опыт, высокая квалификация, неукоснительное и безошибочное следование стандартам. Отсутствие директивных установок в общении.
Его минусы: усталость, эмоциональное безразличие, холодность, работа без огонька.
Как общаться. Вежливо и спокойно. Уточнять и переспрашивать важные моменты. Демонстрировать врачу готовность брать на себя ответственность за здоровье и выполнять все рекомендации.
Пошаговая техника для установления контакта
- Я понимаю, что занимаю ваше время и у вас много пациентов.
- Но для меня это исследование (лечение, вмешательство) очень важно.
- Пожалуйста, расскажите подробнее об этом методе. Есть ли у него альтернатива?
Врач-герой
Его плюсы: активный, энергичный, уверенный в себе. Заряжает пациента своими спокойствием и уверенностью.
Его минусы: не терпит возражений, не подстраивается под пациента, выражается сухим медицинским языком, не утруждая себя переводом на простой, человеческий язык. Гнёт свою линию, его нельзя переубедить. Гневлив.
Как общаться. Не спорить, не включаться в прямое противостояние. Демонстрировать уважение, но при этом не позволять переходить границы.
Подходящая техника для установления контакта
- Когда на меня давят (повышают голос), я теряюсь (не могу понять и принять решения).
- Поэтому давайте обсудим плюсы и минусы предложенной вами схемы лечения.
Нервный доктор
Его плюсы: обычно к такому типу относятся известные, статусные, раскрученные врачи. Иногда среди них встречаются не мнимые, а истинные звёзды – настоящие профессионалы своего дела.
Его минусы: авторитарность, вспыльчивость, неготовность к разъяснениям, обсуждению и сообщению дополнительной информации.
Как общаться. Максимально ровно и спокойно. Снизить тон голоса, замедлить речь.
Подходящая техника для установления контакта
- Я немного в замешательстве, не понимаю, чем вызвано ваше раздражение (вежливое объяснение своих эмоций).
- Возможно, я плохо объяснил свои пожелания (признание своей части ответственности).
- Вас мне рекомендовали как грамотного специалиста (реверанс в сторону врача).
- Объясните мне ещё раз плюсы предложенной вами схемы лечения. (Предложение конкретного выхода из ситуации.)
Елена Нечаенко