И снова выходной. Спокойный и ровный день.
Ко мне приехала Наталья Николаевна, учительница одной из школ столицы, и мы с ней поговорили о наших общих делах. Она рассказывала мне о трудностях с ЕГЭ, о радостях и сложностях работы с подростками. Инженер по образованию, Наталья Николаевна пошла работать в школу. Ей это ближе, и у неё получается.
Вечером ко мне пришёл сын, и мы с ним долго беседовали о фотографии, о педагогике, о литературе. Мне с ним интересно, и вроде ему со мной. Пока ещё, к счастью, не наступил тот момент, когда родители в столь солидном возрасте, что детям они, как личности, неинтересны.
Вот ведь — наша фирма: скоро ей будет семь лет, и за это время мы сделали много полезного для страны. Огромное число работающих за компьютером научились набирать слепым десятипальцевым методом — они экономят время, силы, здоровье, они испытывают удовольствие от набора на клавиатуре. Каждый день получаю на эту тему письма. Приятно чувствовать свою нужность, востребованность.
Но как ещё больше увеличить число желающих набирать слепым десятипальцевым методом?
Некоторым это, я об обучении, кажется сложным. Многие говорят, что у них нет времени на прохождение этого курса. Но ведь это всего лишь тридцать часов! На просмотр телепередач, на пустые разговоры, на бесцельное блуждание по Интернету порой уходит в два-три, а то и в десять раз больше времени. А тут — стоит начать заниматься, собраться, по два-три часа в день выполнять наши задания — и через две недели ты получаешь полезный навык.
Не хотят!
А есть и другое: начинают — и бросают. Хотя сложного в нашем курсе ничего нет, всё элементарно.
Порой мне кажется, что о «СОЛО на клавиатуре» знают все. А иногда поспрашиваешь людей, с которыми случайно встречаешься, подаришь им спички с нашей рекламой и выясняешь: многие и не слышали о нашей программе.
Реклама, реклама, реклама…
Я уже много раз писал, что лучшая реклама — это когда человек садится за компьютер и демонстрирует своё умение набирать окружающим. Самая действенная реклама! И в самой программе «СОЛО на клавиатуре» я призываю тех, кто уже научился, рассказать о нас другим. Но многие этого не делают. Научились сами — и ладно.
Конечно, если бы мы за это время выпустили программы по развитию памяти, по скорочтению и в них рассказали бы о «СОЛО на клавиатуре» — эффект был бы другим.
Меня на всё не хватает. Иногда думаешь: надо делать всё постепенно и доводить до конца. Не заниматься продвижением программы, а все силы отдать сайту «Спокойное место российского Интернета» — сделать его более посещаемым. Это же реклама «СОЛО» — на своём сайте мы можем давать её столько, сколько захотим.
Нет, говорю я себе, так поступать не надо. Мы окажемся без денег. Пока я доведу сайт до ума, сколько уйдёт дней, недель и месяцев…
А иногда говорю себе: стоп, занимаюсь только корпоративными версиями — звоню начальникам, встречаюсь, обсуждаю, уговариваю. И ведь пробью. Но как же это муторно! А найти человека, который занимался бы продвижением корпоративного «СОЛО», не удаётся.
На самом деле всё надо делать иначе. Обучить всех сотрудников, сделать их, как говорится, многостаночниками. Чтобы Роман Владимирович Колотеев, Сергей Михайлович Крючков, Михаил Анатольевич Кириченко, Алексей Анатольевич Чейкин, Валерия Вадимовна Мартемьянова, Евгений Алексеевич Никитин, Сергей Андреевич Захаров, Владислав Владимирович Колодюк, Роман Олегович Иванов, Людмила Аркадьевна Макарова и другие сотрудники умели:
— искать авторов в Интернете;
— продвигать «СОЛО на клавиатуре» в Интернете;
— заниматься продажами по телефону;
— обучать наших очных учеников;
— самим всем писать на наши сайты;
— контролировать продажи в магазинах;
— продвигать «СОЛО» среди своих знакомых, друзей, коллег…
Не получается у меня это.
Вот взять наши форумы. Вроде они развиваются — но ведь слабо…
Взять онлайн-вещание — оно идёт, но ведь слабо…
Всё я понимаю, всё знаю — но принимаю жизнь такой, какая она есть. К сожалению, становится меньше сил и энергии. Семь лет назад, когда создавал «ЭргоСОЛО», я был более мобилен.
Радует, что приходит весна: у меня в это время года всегда прилив сил.
Часа два разбирал бумаги на столе. Читал записки, переписывал телефоны — и многое вспоминал.
Я жутко везучий всё-таки человек. Встречался с талантливыми людьми и многое от них взял.
Сергей Коненков, Дмитрий Шостакович, Александр Калягин, Михаил Ромм, Аркадий Райкин, Валентин Плучек, Андрей Гончаров, Леонид Енгибаров, Мартирос Сарьян, Григорий Козинцев, Алексей Баталов, Ролан Быков, Вольф Мессинг, Сергей Мартинсон, Михаил Жванецкий, Юрий Никулин, Григорий Рошаль, Руфина Нифонтова, Игорь и Эмиль Кио, Валентин Филатов, Карандаш…
Я вспомнил сейчас только тех, кто мгновенно всплыл в памяти, чьи телефоны (я разбирал старую записную книжку) попались мне на глаза. Увы, многих уже нет в живых. Всё чаще и чаще я бываю на похоронах…
Да, я везучий человек. Сам ещё живу, а ведь скоро 69 исполнится. Мне жить интересно. Когда меня кто-то иронично спрашивает, зачем мне «геморрой» с фирмой, — честно отвечаю: это поддерживает во мне желание жить — и жить радостно, увлечённо, быть занятым и общаться с теми, кто тебе интересен.
При всём при этом я живу не торопясь.
Нет, наверное, стоит кое-что пересмотреть — это я о своём образе жизни и работе, — и взяться за создание новых программ. Только на «СОЛО» мы далеко не уедем. Сегодня же возможно всё, и силы у меня пока есть.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Всё раздумываю: может, мне выложить на своём сайте записи некоторых своих интервью? Вдруг будут пользоваться успехом?..
«Можно дурачить всех все время, — при условии, что реклама ведется правильно, а расходы на нее достаточно велики». Джозеф Левин