Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Видение проекта

Вот о чем я не буду рассказывать — о том, что такое HTML, как оптимизировать картинки в Фотошопе и как организовать сайт, чтобы он одинаково смотрелся в различных браузерах. Все это важно и нужно знать. Для начинающих вебостроителей все это представляет серьезные трудности. Но на самом деле есть более важные вещи. Посетители сайта могут простить вам плохо оптимизованную картинку, но вряд ли простят вам то, что не найдут на сайте информацию, которую они искали. Технические проблемы требуют квалификации, но они — одни из самых простых в сайтостроительстве, надо предоставлять их решение техническим специалистам. А вот вам выпадает самое серьезное.

Замечу, кстати, что при правильном подходе собственно изготовление сайта, т. е. создание страниц, программирование, дизайн и т. п. занимает менее двадцати пяти процентов времени. А до того необходимо выполнить ряд совершенно необходимых действий и ответить на ряд существенных вопросов. Вся проблема заключается в том, что обычно люди их себе не задают.

Давайте зададим себе эти вопросы.

1. А чем плохо нынешнее положение?

Иными словами:

  • если у вас нет сайта, то чем это плохо?
  • если у вас есть сайт, то чем он вас не устраивает?

Этот простой вопрос ставит многих в тупик. Особенно в первом случае, когда сайта еще нет. Ответ, как правило, звучит так: «Ну, неприлично это — в третьем тысячелетии без сайта». Любопытно, что один и тот же ответ дают тинэйджер Васька Пупкин и генеральный директор Василий Иванович Пупкин. Один говорит: вот, у Сашки есть, Лешки есть, а у меня нет. А другой говорит: вот, у партнеров есть, у конкурентов есть, а у меня нет.

И только?

На самом деле, нужно спросить себя: какие проблемы мы могли бы решить с помощью сайта (если его нет), какие наш проблемы мог бы решить, но не решает наш существующий сайт.

Например, создавая первую версию сайта Красноярского «Мемориала», мы решали такие проблемы:

  • Публикация списков жертв политических репрессий. С Книгой памяти у нас были проблемы. Публикация в газетах приостановлена. Сайт позволяет решить эту проблему, а заодно еще одну — постоянное обновление информации о репрессированных. Кстати, раздел «Мартиролог» до сих пор — самый популярный на сайте.
  • Доступ к материалам, собранным Красноярским «Мемориалом» за десять лет. Документы, воспоминания и т.п. хранились в одном экземпляре на квартирах членов «Мемориала», то есть были практически недоступны. Оцифровка и выкладка их на сайт позволили систематизировать архив «Мемориала» и получить беспрепятственный доступ к нему. Неожиданно оказалось, что это стоило сделать даже, если бы сайтом пользовались только мы сами. Мы очень активно пользуемся информацией на сайте в своей работе — это гораздо удобнее, чем рыться в бумажных архивах и картотеках.

Через пять лет эти проблемы были в целом решены. Сейчас на сайте списки репрессированных (45000 человек), 3000 материалов, около 2000 фотографий. Хотя до полной выкладки архива еще далеко — материалы постоянно оцифровываются, многие материалы еще не выложены. Но мы уже приступили к серьезной перестройке сайта. потому что увидели, что сайт позволит нам решить дополнительные задачи:

  • Создание гипертекстовой книги о репрессиях в Красноярском крае, т. е. взаимоувязка материалов, обзорные статьи и т. п. Материалов на сайте стало так много, что мы сами уже не всегда можем найти нужный.
  • Отображение деятельности Красноярского «Мемориала» — не только посредством публикации результатов работы (что было сделано уже в первой версии), но и активным освещением текущей деятельности и создания летописи.

Это далеко не все доводы в пользу строительства и переделки сайта Красноярского «Мемориала» — но главные.

Кстати. Вовсе не обязательно все, что вы напишете в этом пункте, будет реализовано в сайте. Но вы хотя бы поймете, что сайт вам, действительно, нужен, не как дань моде, а как реальный инструмент.

И еще. Если вы не смогли себе ответить на этот вопрос, сайт вам, видимо, не нужен. Лучше не начинать его делать вообще.

2. Что хорошо и что плохо в аналогичных сайтах?

Наступание на грабли — наш национальный спорт. Давайте все же не принимать в нем участие. Достаточно посмотреть несколько сайтов по вашей тематике, чтобы уберечь себя от типичных ошибок и перенять всякие полезные идеи. Речь идет не только о стратегических вещах, но и о полезных мелочах. Например, в первой версии нашего сайта отсутствовал наш почтовый адрес — просто забыли указать, да и зачем, если есть e-mail. Потом я увидел на каком-то сайте адрес — и спохватился: как же мы это не додумали!

Этот вопрос очень важен еще и потому, что вы должны понять, сможете ли вы предложить что-то уникальное, такое, чего в других сайтах нет. Если не можете — лучше не делать сайт вообще, не засорять эфир.

Вот пример. Нередко начинающие сайтостроители пытаются создать сайты с анекдотами. Ага, рассуждают они, анекдоты — ликвидный товар, их все любят, если я создам сайт с анекдотами, то на него будет ходить много народа, и он будет успешным. О связи посещаемости и успешности мы поговорим позже, а пока — вот какая вещь. Если вы уж делаете анекдотный сайт, то вы должны или переплюнуть все остальные сайты по полноте информации, или создать на сайте такие сервисы, каких нет на других анекдотных сайтах. И, если вы не можете придумать ничего такого, чего бы уже не было на anekdot.ru, то лучше не делать сайт вообще.

К сайтам НПО это относится в той же самой мере. Если вы создадите очередной антиядерный сайт, на котором не будет ничего, кроме перепечаток с других антиядерных сайтов, на кой черт его вообще создавать? Для того чтобы задать работу поисковым роботам?

3. Какова цель нашего сайта?

Самый сложный, самый важный вопрос, от ответа на который зависит то, каким будет сайт. Главное в этот момент — не спутать цель с функциями или средствами. На вопрос о цели почему-то начинают говорить: «на сайте будет то-то и то-то». Ну, хорошо, там будет то-то и то-то, но разве в этом цель сайта? Это его разделы, его наполнение, его функции. Цель же должна формулироваться не так: «Что будет на сайте», а так: «Чего мы хотим добиться с помощью этого сайта».

Разница очень существенна. Причем, как я уж говорил, для корпоративных сайтов цель ровно одна: сайт должен приносить прибыль компании. Как — это уже не цель, но средство. Укрепление имиджа — да, и это тоже. Продвижение товара или услуги — да, и это тоже. Снижение себестоимости за счет переноса части функций с менеджеров на сайт — да, и это тоже. Установление связей с партнерами — да, и это тоже. Но все это лишь средства для повышения прибыли.

С сайтами НПО все гораздо сложнее. Здесь надо пройти между Сциллой излишней всеобщности и Харибдой излишней специализации. Скажем, для сайта Красноярского «Мемориала» мы могли бы оставить цели прямо из устава самого «Мемориала». Но тогда цель будет слишком размыта. А могли бы, наоборот, сузить цель до публикации списков. Так вот, для первой версии сайта мы ставили цель такую: «Обеспечить доступ к архиву Красноярского общества „Мемориал“». Это не такая уж узкая задача, учитывая, что деятельность общества во многом сводится именно к сбору и систематизации сведений о политических репрессиях. Однако в следующей версии мы поставили уже две цели, одна из которых включала в себя предыдущую как средство: «Воссоздание картины политических репрессий в Красноярском крае», а вторая — «предоставление общественности полной и актуальной информации о деятельности Красноярского общества „Мемориал“».

Кстати, целей может быть больше одной, но не больше трех. Если их больше трех, надо подумать об укрупнении или исключении целей. Если целей больше одной, их обязательно надо упорядочить или хотя бы выделить главную.

4. Для кого мы делаем сайт?

Обычно на этот вопрос дается такой ответ: для любого посетителя интернета. Однако посетители могут быть очень разными, и у них могут быть очень разные причины посещения вашего сайта и они будут искать там разную информацию. Поэтому надо достаточно хорошо представить себе этих людей. Так, например, для сайта «Мемориала» навскидку можно выделить такие группы пользователей:

  • репрессированные и их родственники
  • историки, краеведы, исследователи
  • школьники, студенты
  • пресса
  • коллеги-мемориальцы
  • спонсоры, грантодатели
  • члены Красноярского «Мемориала» (напомню, сайт активно используется в работе)
  • и т. д.

Теперь их надо упорядочить по степени убывания важности . По какому критерию? Разумеется, с точки зрения объявленных целей сайта.

  1. историки, краеведы, исследователи
  2. школьники, студенты
  3. репрессированные и их родственники
  4. пресса
  5. коллеги-мемориальцы
  6. члены Красноярского «Мемориала»
  7. спонсоры, грантодатели
  8. и т.д.

5. Что хотят посетители от нашего сайта?

Иными словами, нам надо влезть в шкуру каждого из перечисленных выше посетителей, посмотреть на будущий сайт его глазами и написать примерный сценарий его хождения по сайту. Например, что хочет увидеть на сайте исследователь? В первую очередь его интересуют официальные документы об истории политических репрессий. Затем — воспоминания, обзорные материалы, статьи, исследования и пр. Причем, желательно, чтобы был некий тематический поиск или хотя бы наличествовали тематические подборки (например, можно было бы легко найти все материалы, связанные с Норильским восстанием 1953 г.). Ему понадобятся наши координаты, чтобы задать вопросы или предложить свои материалы для публикации.

И так далее, начиная с самых важных для нас посетителей до менее важных. Причем, чем важнее посетитель (с точки зрения поставленной цели), тем подробнее мы расписываем предполагаемый сценарий его поведения.

Это очень важный момент в создании сайта. Потому что обычно сайтостроители видят сайт только с одной точки зрения — их собственной. И поэтому не включают в сайт важную информацию (хотя она нередко у них имеется). Да, конечно, посетители сайта обязательно скажут об этом — в гостевой ли книге, по электронной почте. Но можно было бы предусмотреть это еще до строительства сайта!

6. Какую информацию мы будем выкладывать на сайт?

Вот только сейчас мы можем ответить на этот вопрос — после того, как представили себе сценарии поведения пользователей.

Я хочу обратить ваше внимание на распространенную ошибку сайтостроителей. Они обычно говорят так: у нас есть такая-то информация, мы её так-то сгруппируем и выложим на сайт. Это неправильный подход.

Если же мы будем идти от сценариев пользователей, то окажется, что какой-то информации у нас в принципе нет, и её еще предстоит подготовить специально для сайта. Кроме того, мы наверняка сгруппируем её существенно иначе.

Вот типичный пример. Классический корпоративный сайт выглядит следующим образом: на первой странице обращение директора (с фотографией, на которой он изображен с авторучкой в руке и улыбкой на лице), затем общая информация о фирме (с лейблами, сертификатами и пр.), затем описание отделов фирмы (по разделу или странице на отдел). То есть, предполагается, что посетитель будет читать сайт как книгу, и его будет интересовать фирма как таковая. На самом деле всё абсолютно не так. Посетителю до лампочки физиономия директора и его приветственные слова (а если посетитель будет ходить на сайт регулярно, уже после второго захода эта физиономия будет вызывать у него раздражение), посетителя не интересует, как устроена ваша фирма и чем она награждена. Его интересует ваша продукция и ваши услуги. Вот они-то и должны находиться на самом видном месте, так, чтобы посетитель сразу смог в них сориентироваться. А информация о фирме, наоборот, должна быть в самом конце рубрикатора — но должна быть обязательно. Как видите, стоит посмотреть на сайт глазами пользователя — и он сразу выворачивается наоборот.

К сайту НПО всё это относится не в меньшей степени. В первую очередь вы должны предоставить информацию, интересующую самых главных посетителей. Из этих соображений и должны строиться разделы сайта. Как правило, посетителя интересует не ваша НПО как таковая, и информация, которую вы собрали. А, уже оценив объем и качество информации, он может заинтересоваться организацией, её историей, людьми и т.п. Вот, в частности, на сайте Красноярского «Мемориала» в первую очередь представлена гипертекстовая книга об истории политических репрессий в Красноярском крае, со ссылками на соответствующие документы, а в конце идет скромный, но объемный раздел «Наша работа».

Повторюсь: при составлении рубрикатора мы должны исходить из того, чтобы самые важные (с точки зрения поставленной цели) посетители могли легко и быстро найти нужную им информацию.

Кстати говоря, желательно, чтобы рубрикатор содержал не более 7 (максимум 10) позиций. Причины тому как психологические (человек может удерживать «во внимании» не более 7 объектов), так и технологические (более семи пунктов в горизонтальное меню впихнуть практически невозможно, а в вертикальном меню ненамного больше — до десяти; при большем количестве часть меню уйдет за переделы экрана и почти гарантированно не будет прочитана никогда).

7. Что мы хотели бы увидеть уже в текущей версии сайта?

Нельзя объять необъятного. Мы можем намахать столько пожеланий к нашему сайту, что команде из десяти человек придется делать это десять лет. Через десять лет интернет будет совсем другим, а ваш сайт, возможно, никому не понадобится. Но не надо огорчаться — на самом деле, если уж вы завели сайт, вы будете обречены на то, чтобы постоянно его развивать и совершенствовать (об этом мы подробнее поговорим позже). Стало быть, у вас впереди еще будет немало возможностей добавить новые разделы и функциональные возможности. Надо определить, что именно вам надо добавить в этот раз. Это должен быть такой объем работы, который реально выполнить за один-два месяца. Опять-таки, начинать надо с самых важных разделов, нужных самым важным посетителям. А как же иначе?

8. При каких условиях мы признаем наш сайт успешным?

Это очень серьезный вопрос. Как-то так получилось, что успешным считается сайт, имеющий высокую посещаемость. Однако посещаемость — только один из критериев успешности, и далеко не всегда самый главный. Тем не менее, большинство статей по интернет-рекламе посвящено тому, чтобы поднять посещаемость до недосягаемых высот.

Отчего произошло такое заблуждение? Да вот от чего. Если цели сайта четко прописаны, то успешность сайта — это достижение этих целей. Если, положим, сайт средней школы создавался с целью поднять наполняемости школы, то он будет успешен, если наполняемость и в самом деле поднимется. Если сайт был создан с целью продвижения некоего товара, то цель достигнута, если этот товар и впрямь стал продаваться лучше. Конечно, все это достигается не только за счет сайта, но кто и когда сказал вам, что сайт — это нечто отдельное и обособленное? Это один из рабочих инструментов организации, и он обязательно должен работать в тесной связи с остальными инструментами.

А вот если цели сайта не прописывались и вообще не осознаны, то остается ровно один критерий успешности сайта — посещаемость. Вот народ и гоняется за эфемерными цифрами — хитами (в некотором приближении — количеством посещений), хостами (грубо говоря — количеством посетителей), причем им безразлично, кто именно придет на их сайт и что он там будет делать. Вот хрестоматийный пример. Я веду рейтинг красноярских сайтов, и как-то в десятку самых посещаемых сайтов ворвался сайт одной средней школы. Сайт во всех отношениях средний — дизайн хуже никакого, содержания практически нет, но ежедневно он набирал несколько сот посетителей. И так — несколько недель подряд. Наконец, я взялся за расследование. С помощью обратных ссылок выяснил, что практически все посетители приходят из гостевой книги англоязычного порносайта. Там периодически появлялось сообщение типа «идите по этой ссылке, там ТАКИЕ девочки!». И вот, представьте себе, заходят англоязычные жертвы спермотоксикоза на этот сайт. Мало того, что из «девочек» на сайте только директриса с завучем, так еще и буквы непонятные. Посетители тут же разворачиваются и уходят. Но дело сделано: счетчики зарегистрировали посещения.

Вот теперь — вопрос: а какой смысл во всем этом? Зачем эти сотни посетителей? Что они дадут этой средней школе? Кстати, как ни странно, занимался этим не подросток, а учитель информатики, и не с целью баловства, а вполне серьезно. Когда мне удалось с ним связаться, он сказал, что вычитал этот способ раскрутки в одном из пособий, во множестве имеющихся в интернете.

А вот теперь я приведу вам другой пример. Он особенно ценен тем, что клиент очень хорошо понимал цель своего сайта — могу сказать, что за шесть лет в сайтостроительстве я таких клиентов могу пересчитать на пальцах одной руки. Пришли к нам ребята из фирмы, которая продает армейскую технику за рубеж. Не вооружения, а именно военную технику — трактора, грузовики и прочее. И объяснили задачу. Им, по всяким их бизнес-соображениям, необходимо было в ближайшие три месяца совершить сделку в стране Ближнего Востока. Они давали нам месяц на то, чтобы мы создали сайт компании на английском языке, и еще два — на то, чтобы клиент «проявился». И деньги давали — отдельно за то, что мы сделаем сайт и отдельно — если клиент найдется, причем вторая сумма была существенно больше. Мы условия выполнили, сайт создали, прорекламировали его там, где могут водиться потенциальные покупатели. Так вот, за два месяца на сайт зашло 300 человек. Даже для 1998 года это было очень мало. Прикиньте — около пяти человек в день. Но один из них оказался тем самым клиентом.

А теперь — вопрос на засыпку. Успешен этот сайт или нет? С точки зрения поставленной цели — да. С точки зрения посещаемости — абсолютно нет. Я все-таки считаю этот сайт абсолютно успешным.

Не следует думать, что я ратую за то, чтобы вовсе не заботиться о посещаемости, чтобы не уподобляться режиссеру театра, который говаривал: «Зритель у нас хороший. Нам бы еще парочку!». Я ратую за то, чтобы не превращать её в фетиш, не гоняться за призрачными цифрами, а гоняться за живыми посетителями, причем именно теми, которые важны с точки зрения поставленной цели. То есть целевой аудиторией. Как это делать, мы обсудим во второй главе, а сейчас я хочу привести еще несколько примеров оценки успешности сайта.

Есть сайты, для которых посещаемость, действительно, является синонимом успешности. Обычно это сайты, нацеленные на очень широкую аудиторию (например, горизонтальные порталы). Обычно порталы находятся в жесткой конкуренции друг с другом. Высокая посещаемость портала позволяет поднять стоимость рекламных площадей. Для этих сайтов посещаемость — то же, что тираж у газет и рейтинги у телевидения.

Мы в одном из наших сайтов тоже указали критерий успешности — 400 посещений в день. Это был сайт фестиваля ТВ-6 в Красноярске. Для 1998 года это была очень высокая посещаемость.

Но обычно мы все-таки используем другие критерии успешности. Так, например, для сайта «Красноярские Столбы» мы установили такой критерий успешности: сайт должны признать сами столбисты. Кто знает, что такое Столбы для этих людей и как они не терпят всякого рода фальшь о них, тот поймет, насколько трудная это была задача. И вот, сайт жил уже полтора года, уже получил второе место на всероссийском конкурсе, но мы не считали сайт успешным — пока на праздновании 150-летия столбизма сами столбисты не вручили нам шутейную медаль и не сказали, что, мол, наконец-то появился сайт, которого они долго ждали и который оправдывает их ожидания. Вот тут мы поставили жирную галочку (но, понятное дело, не успокоились и продолжаем развивать и совершенствовать сайт).

Почему я посвятил так много места освещению этого вопроса? Да потому, что он не менее важен, чем все предыдущие. Плохо, если вы не знаете, чего хотите добиться с помощью сайта. Плохо, если вы не знаете, кто будет посещать ваш сайт и что ему на сайте будет нужно. Но плохо также, если вы не знаете, считать ли ваш сайт успешным или нет.

И, наконец, последний вопрос, который не очень важен с методологической точки зрения, но очень важный с организационной точки:

9. При каких условиях сайт будет принят заказчиком?

Понятно, что в основном этот вопрос важен, если сайт делает сторонняя организация. Но на самом деле заказчик существует всегда. Даже если за разработку не платят деньги. Даже если исполнитель работает в той же организации. Даже если заказчик и исполнитель — это одно лицо. Например, я, даже создавая программы для личного использования, обычно выполнял техническую документацию в полном объеме — просто потому, что через год-полтора сам будешь смотреть на нее как баран на новые ворота.

Так вот, в условиях в числе прочего обычно указывается такая фраза «соответствие функциональным спецификациям». Функциональные спецификации — это подробное описание сайта, о них мы будем подробнее говорить в разделе «Взаимодействие заказчика и исполнителя». Но могут быть и другие условия.

Это очень важный пункт, потому что он позволяет бороться с капризными заказчиками. Например, у нас был случай, когда мы полностью сделали работу, а заказчик не захотел платить деньги, заявив, что ему дизайн не нравится, хотя до сих пор никаких замечаний по дизайну у него не было.

Впрочем, взаимодействие заказчика и разработчика — это отдельная тема, и мы ее разберем в следующей главе. А сейчас я хочу еще раз сказать: если вы не ответили себе на вышеперечисленные вопросы, лучше бы вам сайт не делать — он с большой вероятностью пополнит кучу мусора в интернете, среди которой с трудом приходится разыскивать редкие жемчужины.

Алексей Бабий

1136


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95