Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Винни-Пух — идет в прокуратуру

Как собрать неправильный мед с мягких и бессловесных?

Винни-Пух, Чебурашка и Крокодил Гена… собрались в суд. Нужно ж наконец выяснить, кто их подлинные родители. Раньше-то они думали, что родители — это художники, их нарисовавшие, авторы, их придумавшие, и режиссеры, выпустившие их на экран. Не тут-то было. У всех советских мультзвезд теперь один крестный папа — ФГУП, он «является единственным обладателем авторских прав на мультфильмы, созданные киностудией «Союзмультфильм».

Исключительное право использования распространяется не только на мультипликационные фильмы в целом, но и на части, включая персонажей мультфильмов. И они могут использоваться ФГУП по своему усмотрению, в том числе отдельно от фильмов. Так решило Министерство культуры.

Что есть ФГУП? Это фильмофонд студии «Союзмультфильм». В 2004-м на базе старейшей мультстудии были сформированы две самостоятельные структуры: студия, производящая фильмы, и фильмофонд, в коллекцию которого входит 1379 лент. Золотое дно!

Недавно ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» заключило эксклюзивный семилетний договор с компанией Fancy о производстве и продаже на территории России и СНГ игрушек с использованием обликов персонажей из фильмов золотого фонда советской мультипликации. Во как. Теперь всех Чебурашек вкупе с Винни-Пухами будет шить и раскрашивать Fancy. Эксклюзивный договор на игрушки обещает неигрушечные денежные суммы, которые вроде бы потекут в карман государству. Впрочем, стоимость сделки сторонами тщательно скрывается.

И тут возникает два вопроса.

Почему Fancy? По тем же основаниям, по каким тонны учебников выпускались издательством «Дрофа», а эталонными недавно признаны словари издательства «АСТ-Пресс»?

Что есть Fancy?

Компания, производящая мягкие игрушки, «надувную продукцию» и прочее: наборы, игры, фокусы. Да: 13 лет успешной работы на рынке. Но помимо Fancy производством игрушек занимаются десятки, если не сотни фирм. Не случайно известие о кулуарном эксклюзивном контракте вызвало негодование НАИР (Национальной ассоциации игрушечников). В письме министру культуры Авдееву производители настаивают на проведении открытого конкурса.

Есть еще одна немаловажная сторона вопроса. За бортом переговоров и сделок оказались сами создатели «культовых персонажей», прежде всего художники.

Виной всему невнятно сформулированные статьи закона, прописывающие права на персонажей анимационного произведения. Поэтому разные юристы транслируют закон по-разному.

А старых художников обдирают и защитить их некому. Вот и пришлось Норштейну, ненавидящему чиновничью рутину, ходить по судам, отстаивая право 85-летнего Льва Шварцмана на нарисованных им Чебурашку, Крокодила Гену и прочих «38 попугаев». Множество свидетелей, эскизы, титры — все очевидно. Но куда там…

В то же время Российское авторское общество (РАО) дало разъяснение по весьма путанному «авторскому вопросу». В письме РАО черным по белому писано, что «автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение…» И слова эти не выдуманы, цитированы строго по закону (статья 486 ГК РСФСР 1964 г.). В официальном ответе РАО на запрос художника Эдуарда Назарова (он вместе с Владимиром Зуйковым рисовал Винни-Пуха, а затем снял и нарисовал народные фильмы «Жил-был Пес», «Путешествие Муравья») сказано: «В том случае, если Вы не связаны с киностудией „Союзмультфильм“ авторским договором о передаче киностудии исключительных авторских прав на использование своих рисунков отдельно от мультипликационного фильма, только Вы вправе давать разрешение на их использование…»

Есть еще одна проблема. Нынешний руководитель ФГУП господин Шильников, комментируя выгодную сделку, пояснял для сомневающихся: «Для нас очень важно, чтобы игрушки сохраняли присущее им уникальное обаяние. Их дизайн Fаncy будет согласовывать с нами». То бишь с кем именно? С господином Шильниковым и его юристами? И помощь художников Леонида Шварцмана, Эдуарда Назарова, Владимира Зуйкова, Юрия Норштейна, Сергея Алимова, Натальи Орловой им вовсе не требуется?

Кстати, на сайте Fancy уже висит мягкая «модель» с раскрученным звездным именем «Лев Бонифаций». Посмотрите на картинку. Боюсь, при виде этого глуповатого вислоухого животного станет дурно выдающемуся художнику Сергею Алимову — создателю настоящего Бонифация.

Кто защитит авторов? И льва, знакомого нам с детства?

В цивилизованных странах положено с авторами заключать договор. Отчего бы ФГУПу этим не заняться, дабы прекратить бесконечные судебные тяжбы? Да и отчислять создателям (фильмов и их героев) после выгодных сделок положенные им проценты.

РАО официально обращалось и в Минкульт, неожиданно проявивший горячий интерес к финансовой судьбе знаменитых мультперсонажей. В письме заместителю министра культуры Т.Б.Чуйковой РАО растолковывает необходимость учитывать авторские права творцов, просит Минкульт разъяснить свою позицию. Но у Минкульта, видимо, свои резоны.

Недавно Неапольский суд вызвал повесткой на свое заседание Микки-Мауса, Дональда Дака и его подругу Дэйзи. Они были приглашены вместе с представителями компаний в качестве свидетелей на слушание дела. Вот бы вызвали наших, они за словом в карман бы не полезли. Винни-Пух сразу бы как отрезал: «Я думал, думал и наконец все понял. Это неправильные пчелы! Совершенно неправильные! И они, наверно, делают неправильный мед!»

P.S. В связи с вопиющим нарушением авторских прав художник Эдуард Назаров направил телеграммы Генпрокурору Ю. Чайке и главе МВД Р. Нургалиеву.

Лариса Малюкова

727


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95