Во времена оны был такой лозунг: «Догоним и перегоним Америку». Судя по всему, он не забыт и продолжает претворяться в жизнь — не без успеха. По крайней мере, в такой несколько неожиданной области, как цены на бензин. По ним мы с американцами сравнялись. Как и в Штатах, стоимость литра горючего у нас составляет $0,68, или более 38 рублей.
Это статистическое «достижение», обнародованное в свежем рейтинге Bloomberg, рождает вопрос: почему цены в России, обладающей внушительной ресурсной базой углеводородов, серьезными перерабатывающими активами, огромной историей топливной промышленности, постоянно растут — даже когда падают котировки нефти? Кто тот злодей, который выжимает по максимуму «черное золото» и повышает расценки на АЗС?
Обычно, отвечая на вопрос о ценообразовании бензина, представители отрасли называют длинную цепочку факторов, каждый из которых становится кирпичиком в фундаменте конечной стоимости горючего. Это затраты на разведку и добычу, транспортировку, изготовление топлива и его розничную продажу. Стоит разложить все эти составляющие на отдельные компоненты и оценить, какой процент каждый из них прибавляет к цене бензина.
Начнем с разведки и добычи нефти. Простым этот процесс не назовешь. Действительно, самые серьезные запасы «черного золота» располагаются в северной части России, где столбик термометра более полугода не поднимается выше нуля, отсутствует инфраструктура, наблюдается дефицит рабочей силы. Может показаться, что это — главная статья расходов, сильнее всего бьющая по тарифам. Но, как показывает практика, больше всего средств добывающие компании тратят на первоначальных этапах создания полноценного нефтяного производства. Грубо говоря, пробурив один раз скважину, можно качать из нее сырье два-три десятилетия. Уже после пяти лет с начала эксплуатации добывающих объектов они начинают снимать сливки. В итоге, по оценкам экспертов Российского топливного союза, доля нефти в конечной стоимости литра бензина чисто символическая — около 5%.
Вторая статья расходов производства бензина — транспортировка. До НПЗ сырье добирается разными путями: на танкерах, по железной дороге и по трубопроводным магистралям. За все это приходится платить.
Однако, невзирая на умозрительную масштабность, транспорт можно считать чуть ли не самой дешевой составляющей в цене топлива. Она отнимает 2% от стоимости бензина.
Теперь о переработке — очистке от примесей, повышении октанового числа, разделении на фракции. Несмотря на трудоемкость этих операций, НПЗ закладывают в бензин также не самый весомый процент — 6% от конечной цены.
Последняя расходная составляющая, которую можно причислить к производственным процессам, — это розничная торговля. Не секрет, что большая часть заправочных комплексов в России принадлежит крупным, вертикально интегрированным компаниям. Они и диктуют цены на своих АЗС. Розница регулируется Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ведомство часто проводит расследование в отношении нефтяных холдингов, пытаясь доказать, что они несправедливо повышают тарифы. Правда, не все такие дела решаются в пользу ФАС. Если вернуться к доле расходов на содержание и обслуживание АЗС, то она составляет примерно 12% от стоимости готовой продукции.
Теперь самое интересное — налоги. Ставка налога на прибыль в России составляет 20%, а налога на добавленную стоимость — 18%. Нефтяные компании платят и те, и другие сборы по максимуму, никакие льготы на них не распространяются. Есть еще налог на добычу полезных ископаемых. Он рассчитывается по специальной формуле и может доходить до 17% от стоимости бензина. Прибавим к этому топливные акцизы в 12%. В результате получаем около 67%, тогда как себестоимость составляет 25% (остальное — чистая прибыль). Поэтому, когда ищешь ответ, почему в нашей стране цены на горючее так же высоки, как и в США, то претензии следует адресовать государству, устанавливающему налоги.
В Штатах, в отличие от России, доля всех налогов в стоимости бензина не превышает 15%. Кроме того, там добывается так называемая легкая нефть. Глубина переработки, позволяющая получать более качественный бензин, причем в больших количествах, на американских заводах выше, чем у нас. Также в США помимо крупных перерабатывающих предприятий существует несколько десятков небольших НПЗ, закрывающих потребности в топливе как целых штатов, так и отдельных городов. Конкуренция в сфере производства бензина и сбыта там в разы выше, чем в России.
Так, может быть, нам не рваться за Америкой? В ценовом плане, конечно. Лучше догонять американцев в других отношениях — в развитии отрасли, приведении производства в соответствие с мировыми стандартами, разработке гибкой налоговой системы, позволяющей сдерживать рост топливных тарифов. В США средняя заработная плата составляет $3500 — или почти 200 тыс. рублей. В России — всего 36 тыс. рублей (примерно $650). Американец может позволить себе купить с оклада почти 5,5 тыс. литров бензина, россиянин — в пять с лишним раз меньше. В нашей стране рост топливных цен обгоняет инфляцию. В Штатах, когда предложение горючего начинает превышать спрос, можно увидеть снижение тарифов. Может, нам лучше синхронизировать именно эти ориентиры?..
Впрочем, вряд ли такая идея найдет отклик у отечественных чиновников. Бюджет страны более чем наполовину зависит от налоговых поступлений сырьевого сектора. Резать такую дойную корову никто не будет. Хотите жить в топливном раю — отправляйтесь в Венесуэлу. Цены на бензин там регулируются и не превышают 2 центов за литр.