8 октября в прокат выходит фильм Владимира Бортко «Душа шпиона». О том, кто такой разведчик и почему ему живется хуже всех, «ВМ» поговорила с режиссером, а также с автором книги, по которой снимали кино.
В фильме «Душа шпиона» речь идет о борьбе двух разведок: российской и английской. И хотя роман был написан 25 лет назад — тема актуальна и сегодня.
- Владимир Владимирович, роман «И ад следовал за ним» вышел в 1990 году. Почему вы решили обратиться к нему спустя столько лет?
- Меня заинтересовала суть профессии разведчика. Мой фильм к шпионским разоблачениям как таковым отношения не имеет. Его жанр, наверное, можно охарактеризовать как производственную драму, а не расследование. Если раньше были фильмы про таксистов, про учителей, про врачей, про космонавтов, про шахтеров, то этот фильм — про шпионов. То есть картина отвечает на вопрос: «Кто такой этот человек, занимающийся такой профессией?»
- И кто он?
- Я понял вот что: профессия разведчика или шпиона, независимо от страны, на которую он работает, вынуждает человека занимается вещами, которые ему неприятны: шантажом, воровством, обманом, подделкой документов. Ему приходится в течение всей жизни обманывать. И жена у него не одна, и не друзья у него, а осведомители, и этот род занятий накладывает отпечаток на личность.
- Но фильмы ведь идеализируют разведчиков. Достаточно вспомнить Штирлица — он ведь герой...
- Да, герой плаща и кинжала. Может быть, именно из-за всех этих фильмов я и задумался: почему очень смелые люди идут на жуткие компромиссы со своей совестью? Как сочетаются безграничная смелость и абсолютная ложь? Как такое возможно? Я попробовал, хотя бы для себя, ответить на эти вопросы. Удалось ли мне это? Наверное, нет. Все, что я понял, — это такая работа — рисковать жизнью и врать, не бояться умереть — и других лишать жизни. Их этому обучают — причем довольно хорошо. Но вот как смелость, отвага соединяются с подлостью и низостью... Не могу понять. Для всех людей большая проблема — добиться высот в профессии и остаться при этом хорошим человеком, и, к сожалению, мало у кого это получается. Но среди шпионов, получается, хороших людей быть не может. Если верить в Бога, то никто из них в рай не попадет.
- Владимир Владимирович, на ваш взгляд, шпион и актер — близкие души или антиподы?
- Общее то, что и актер, и разведчик лицедействуют и притворяются. Только актер после лицедейства идет домой, и, может быть, там он становится человеком, а разведчик не прекращает лицедействовать и дома, потому что у него нет ни дома, ни семьи, ни души, ни покоя. Мне кажется, что актер и разведчик — близнецы-братья.
- Кто из спецслужб помогал в процессе создания фильма?
- В первую очередь — автор романа Михаил Любимов. Но я еще раз говорю: я не хотел делать документальный фильм о разведчиках. Если хотите, я познавал профессию, пропуская через себя. То есть я себя изучал, окажись на месте шпиона. Хотел понять все свои неприятные стороны.
- «Душу шпиона» посмотрели сотрудники разведки?
- Да. Более того, благодаря их протекции картина и вышла. До этого она полтора года лежала на полке. Но руководство разведки, посмотрев картину, вынесло положительный вердикт. Можно сказать, что российская разведка заступилась за «Душу шпиона».
СПРАВКА
Владимир Бортко — режиссер, сценарист и продюсер. В 1980 году стал режиссером-постановщиком на киностудии «Ленфильм». Известность пришла к Владимиру Бортко после комедийной ленты «Блондинка за углом» с Андреем Мироновым и Татьяной Догилевой в главных ролях. А экранизация повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» принесла режиссеру признание мировой кинообщественности.
МИХАИЛ ЛЮБИМОВ: ШПИОН — ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛ
Автор романа, по которому снят фильм, Михаил Любимов считает, что «Душа шпиона» — одна из правдивых историй о разведке.
— Я доволен фильмом. Прелесть его в том, что показана настоящая работа разведки. Как сейчас принято? Разведчик носится по крышам, стреляет... А соль разведки не этом! А в том, чтобы добывать информацию. Это первое. Второе — это в некоторых случаях оказывать влияние на ход событий государственного масштаба. Да, бывают и кровь, и любовь, и срывы, и предательство.
Но на первом месте стоит интеллект, а не мускулы. Поэтому сущность разведчика — это актерская игра. Он должен правдиво уметь и притворяться, и возмущаться там, где он внутренне согласен. Да и работать разведчику легче, когда есть актерский талант. Ведь методы не меняются с тех пор, как появилось человечество. Технические средства, конечно, другие, ведь существует научно-техническая революция. А методика, вербовка, идейная близость и тому подобное — все это как было, так и осталось.
СПРАВКА
Михаил Любимов — разведчик, писатель. Cотрудник резидентуры КГБ в Лондоне. В 1965 году был выслан из Англии как персона нон грата. В 1980 году возглавил отдел в Центральном аппарате КГБ. После отставки занялся литературной деятельностью.