Член Общественного Совета города Москвы, кандидат исторических наук, профессор, ректор ИМСГС Владимир Журко держит руку на пульсе событий: учебный процесс, открывает конференции и круглые столы, выступает перед молодежными работниками курсов слушателей повышения квалификации федерального уровня, участвует в жюри конкурсов по проблемам молодежи. Студенты созданного им вуза всегда получают свежую, точную, актуальную информацию и знания. Владимир Иванович состоит во многих общественных советах и комиссиях при органах государственной власти, где всегда ратует за права молодых. Как начал складываться его опыт работы с молодежью?
– Мне посчастливилось учиться в старейшем Брестском техникуме железнодорожного транспорта, стать там комсоргом, секретарем комитета комсомола, командиром студенческого отряда. В то время начали создавать мемориал Брестской крепости. На моей Родине, в Белоруссии, нет ни одного города или деревни, где не стояли бы обелиски погибшим.
Семнадцатилетним командиром студенческого отряда я шел вместе с сокурсниками по руинам Брестской крепости. Саперы отыскивали мины, боеприпасы. Задачей студентов было просеять после них песок, найти жетоны смерти, останки бойцов сложить на армейские плащ-палатки. Страшное слово «война». На стенах казематов мы читали: «Умрем, но из крепости не уйдем», «Нас трое. Погибаем». Стояли молча, потрясенные увиденным. Мне кажется, за тот стройотряд мы все стали очень взрослыми.
Получив профессию, я ушел с радостью служить в десантные войска Советской Армии. После службы поехал в Москву получать высшее образование. Однако с теми, с кем учился в Брестском техникуме и служил, поддерживаю хорошие дружеские отношения до сих пор.
– Владимир Иванович, как Вам кажется, сегодняшним молодым свойственно такое же чувство единения?
– Чувство единения появляется, когда ты прошел с сослуживцами, одногруппниками «огонь, воду и медные трубы». Так, например, более сплоченных людей, чем десантники и пограничники, я не видел. При обучении в вузе в большей степени нас сплотила работа в студенческих строительных отрядах. Считаю, что если бы сегодняшних молодых людей было бы общее дело, то их дружба также продолжалась всю жизнь.
– Главные навыки, которые Вы получили, работая с людьми, руководя ими?
– Чтобы заслужить доверие таких, как ты сам, и особенно – молодых людей, нужно делом подтверждать каждое свое слово. В вузе я четырежды выезжал командиром студенческого отряда на север в Норильск, Красноярск. Думаю, мои коллеги по учебе никогда не доверили бы мне командовать стройотрядом, если бы не умел лучше всех делать кирпичную кладку. К тому времени благодаря армии имел первый класс работы на автотехнике. Мог сесть за любой автокран, трактор, машину. Когда говоришь: «Делай, как я!», это выше любого авторитета. Там не слова нужны, пахать надо. Если говорим об авторитете людей, которые работают с молодежью, помним: все строится на доверии. Увидят фальшь – толку не будет.
– Комсомола сегодня не хватает?
– Не хватает мощной молодежной организации, которая бы занималась решением проблем молодого поколения. После обработки анкет иногородних слушателей курсов повышения квалификации нашего института убеждаюсь: потеряно поколение людей, не «прошедших» в школе пионерскую организацию, комсомол. Несколько поколений молодых людей не поддерживали, не сохраняли единение в школе и в вузе. Считаю, что таким ребятам не повезло: ведь они, в большей степени, считают, что надеяться на дружбу, на коллектив нельзя, нецелесообразно. Отрадно, что сейчас традиции возвращаются. Интересен пример Китая. На чем там зиждется молодежная политика? Первое: разумное сочетание молодости и зрелости. Преемственность. У каждого юноши или девушки должен быть наставник. При 20-летнем обязательно находится 45–60-летний, чтобы тот, кто младше, не наделал глупостей. Второе: создай свое дело. Третье: люби свое государство. Патриотизм. Это правильно. У Китая есть чему поучиться.
– Какое место занимает ваш институт в молодежной политике страны?
– Наш институт является одной из федеральных площадок для повышения квалификации специалистов в сфере молодежной политики регионов нашей страны. Регулярно мы представляем аналитическую и научно-методическую информацию для руководителей федерального уровня и города Москвы.
Однако, если говорить об институте как образовательном учреждении, то при громаднейшей конкуренции в сфере образования, мы – песчинка в море. Но песчинка песчинке рознь. Так, при создании вуза первое, что сделали, – ввели ставку проректора по воспитательной работе. Подобрали творческого человека, который занимается со студентами неформально, знает, чем они живут, и это здорово.
Много лет назад со мной из Института молодежи сюда ушла целая команда. Эти люди до сих пор работают в ИМСГС. Правда, некоторых я сознательно отправил на повышение. Плох тот руководитель, который не понимает, что порой человеку становится тесно в рамках должностных обязанностей. Ты либо отпустишь сотрудника для дальнейшего роста, либо загасишь его энтузиазм.
Сразу создали-выстроили творческую атмосферу, которая способствует тому, чтобы в наш вуз поверили федеральные органы власти, Правительство Москвы. Тесно сотрудничаем с Министерством спорта, туризма и молодежной политики, Департаментом семейной и молодежной политики и Департаментом труда и занятости города Москвы, с Комитетом общественных связей столицы.
– Какие аспекты в работе с молодежью требуют особого внимания?
– На одной из коллегий Департамента семейной и молодежной политики города Москвы рассматривался вопрос о кадровом резерве. Оказалось, работающей молодежью никто не занимался. Возьмите Москва-Сити, где сидят в офисах около 25 тысяч молодых «белых воротничков». В список предприятий и учреждений столицы, имеющих самое большее количество работающей молодежи, входит, например, Московский метрополитен. Там трудится до 4 тысяч молодых людей. В списке – кондитерский концерн «Бабаевский», Трехгорная мануфактура, золотой фонд России – молодые талантливые ребята из НИИ сферы ВПК. Все эти люди хотят участвовать в жизни города и государства, понимать, какие процессы происходят, влиять на принятие решений, связанных с жизнью и будущим молодого поколения. То есть не только студенческая, но и работающая молодежь у нас активная и социально ориентированная, с которой обязательно нужно взаимодействовать. Так, впервые в этом году совместно с Комитетом общественных связей города Москвы мы провели Форум работающей молодежи города Москвы, где для меня было важным вести не только процедуру открытия, но и участвовать в круглых столах, в рамках которых выступали молодые специалисты.
– Чего, по-Вашему, не хватает нашей стране на современном этапе развития молодежной политики?
– С моей точки зрения, молодежная политика, к сожалению, в какое-то время вдруг оказалась на задворках. За последние 10 лет было восемь реорганизаций основных структур по работе с молодежью. Это потеря талантливых людей.
В нынешних условиях необходимо экономически и политически переосмыслить концепцию работы с молодежью. На федеральном уровне не хватает закона о молодежи. Надо понять: какого гражданина в итоге мы хотим получить. Правильно рассматривать работу с молодежью с точки зрения национальной безопасности государства. Хотелось бы вырастить молодого человека патриотом своей страны. Нужно, чтобы он получил образование и четко понимал, что хочет именно здесь работать, развиваться, создать семью, дать детям блестящее образование.
Также важно более серьезно относиться к регулированию экономического неравенства и информационной политики. Так, работа ряда федеральных телеканалов в нашем обществе приводит к отрицательному результату. Как можно целенаправленно с экранов телевизоров внушать девушкам, что, если их молодой человек не имеет автомобиля «Порше», то он им не нужен? А умный, талантливый юноша, завтрашний кандидат наук и сегодня зарабатывает немного. Что же, у него счастливого будущего не должно быть? Поколение юных особ мечтает с подачи СМИ заполучить только миллиардеров. Считаю, что это просто вредительство.
Уровень школьной и вузовской подготовки в разных регионах России различается. На кого-то из наших абитуриентов нарадоваться не можем, а у кого-то очень низкий уровень подготовки. В школе как? Аня – красивая, видная, значит, умница. Рядом с ней сидит тихий Паша. И все – он отошел на второй план, так и закончил школу. Его в школе не признали. Плюс семья, воспитание. Если человек вырос неуверенным в себе, он таким по жизни и пойдет.
Не беру элитные вузы, где родители студентов имеют высокий уровень достатка. Есть прослойка, в которой папы и мамы ребят работают в бешеном ритме. Дети предоставлены сами себе. В нашем институте на первом курсе проводим обязательное родительское собрание. Говорим: «Не считайте, что ваши дети – взрослые. Ими надо заниматься серьезно!». Чтобы молодые люди – наше будущее – стали полноценными гражданами России, не только государству, но и родителям, вузам, общественным организациям надо серьезно заниматься ими, начиная с детского сада.
– Что для этого можно сделать?
– Нужна единая концепция по работе с молодыми людьми. Каждый из них должен чувствовать внимание к себе, независимо от того, где живет. В Москве масса возможностей. А отъехать 30 км за МКАД – и что?..
– Студентам для нормальной учебы нужна хорошая стипендия…
– Чтобы молодой человек получил полноценное образование, он не должен думать о куске хлеба. После третьего курса каждый современный студент подрабатывает. Хорошо, если он – будущий журналист и может крутиться в своей сфере, получая гонорары. А как быть инженеру, бухгалтеру?
Где обычно студент любой специальности подрабатывает? На автомойках, в барах. Пример: автосалон. На входе покупателей встречает юная красавица, по образованию – музыкальный критик! Почему здесь работает? Хорошо платят. А в это время девушка теряет квалификацию, полученную в вузе.
Задача взрослых, родителей совместно с преподавателями – дать правильную ориентировку молодым людям. Многие ребята идут на любую специальность, лишь бы получить высшее образование. И массово после третьего курса пишут заявления о переходе в другой вуз, на другую специальность. В обществе сложилась психология: «Пусть идет, куда получится, а там жизнь покажет».
– Преподаете?
– Читаю социологию, политологию. Мое железное правило: если ты работаешь в вузе, должен обязательно выходить в аудиторию. Тогда ты будешь знать и понимать молодых людей. Особенно мне интересно выступать перед слушателями курсов повышения квалификации.
– О чем спрашивают слушатели на лекциях и встречах?
– О процессах, которые происходят в нашем обществе, о жилье и ипотеке для молодых семей, нормативно-правовой базе, регулирующей аспекты поведения подростков. Вот, например, программа курса «Проблема эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации». По этой и любой другой теме, входящей в нашу программу, мы должны дать студентам самый современный материал и практические навыки, актуальные уже не для сегодняшнего – для завтрашнего дня.
– Есть ли обратная связь со слушателями курсов?
– По итогам работы с каждым потоком предлагаем заполнить анонимные анкеты. Идет естественный процесс. Слушатели пишут свои предложения. Анкеты обрабатываем, анализируем, меняем тематику курсов с учетом требований живых людей. Есть входная и итоговая анкеты. В них, к примеру, задается вопрос: «В каких знаниях вы нуждаетесь более всего?». Пишут, что нужны правовые дисциплины, психология, риторика. Как правило, поток – 70 человек. И важно мнение каждого.
– Что такое социальная зрелость студента?
– На заочное отделение по специальности «Социальная работа» к нам в институт поступают уже взрослые люди, осознанно пришедшие работать в социальную сферу, желающие получить высшее образование. Во время государственных экзаменов радуюсь тому, как защищаются дипломные проекты. Выпускники берут реальные проблемы, анализируют их. Например, тесно сотрудничаем с московским детским приютом «Ступино». Есть специальная совместная программа. Недавно два выпускника защищали дипломные работы на примере своей деятельности в приюте. В институте одна из специальностей – «Работа с молодежью». И я живу этим, мне это интересно.
Посмотрим на зарубежный опыт по теме социальной зрелости студента. В Германии, Дании, Франции, чтобы получить диплом молодежного социального работника, человек должен иметь трехлетний опыт работы в социальной сфере, то есть опытом подтвердить свое желание учиться.
– Что еще интересного происходит на базе Института международных социально-гуманитарных связей?
– Создан один из федеральных базовых центров по работе с молодежными структурами по месту жительства. В течение года проводим шесть-семь федеральных курсов повышения квалификации по данной тематике. Центральный округ не обделен вниманием вузов, чиновников. В других регионах ситуация иная. Вот, например, разработали обучающие программы для молодежных работников, активистов молодежных общественных объединений Севера нашей страны. Так, дружим плотно с Ханты-Мансийском округом. Они – новаторы в своем роде. В образовательную программу, которую мы разработали для них, входят не только лекции, семинары, практикумы, элементы дистанционного обучения. Также используется индивидуальная работа, подготовка и защита социально-управленческих проектов, коммуникация в социальных сетях. Дружим плотно. Решаем самые что ни на есть актуальные для Севера проблемы: экстремизм в молодежной среде, правонарушения подростков, развитие инновационного потенциала молодежи.
– Я вижу у Вас на столе книги по проблемам молодежи?
– Да, они только из типографии. Это монографии «Анализ информационной политики Правительства Москвы, проводящейся в отношении молодежи и молодых семей, на примере деятельности Департамента семейной и молодежной политики» и «Инновационная деятельность молодежи города Москвы», написанные сотрудниками Института.
– Владимир Иванович, Вы по второму образованию – историк. Наука помогает понять сегодняшнее непростое время?
– Да, но порой и мешает. Ведь с 1917 года мы историю ретушируем. Этого нельзя делать, из истории как из песни нельзя выкидывать слов.
– В наших силах сделать так, чтобы на сегодняшний период истории через много лет посмотрели серьезно, а не с кривой усмешкой?
– Думаю, что да. Хотя и очень непросто.
– Что все-таки вызывает у Вас хорошее настроение?
– Я – оптимист. Институт подготовил определенное количество специалистов. Эти люди, вне всякого сомнения, если и перейдут из молодежной, социальной сферы в другие, останутся настоящими гражданами своего государства. Мы можем гордиться многими нашими выпускниками. Мы создали полноценную систему переподготовки и повышения квалификации молодежных кадров – разработана концепция развития кадрового потенциала молодежных политиков РФ. Наш институт знают в субъектах РФ и в Москве. Но это заработано великим трудом. Радует, что впереди – новые перспективы, возможности, планы!
Беседу вела Александра РАКОВА