Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Вопреки законам механики

Сергею Курехину исполнилось бы 60...

На этой неделе исполнилось 60 лет со дня рождения гения авангарда, великого кинокомпозитора и создателя легендарного оркестра «Поп-механика» Сергея «Капитана» Курехина. К сожалению, мы отмечаем эту дату посмертно. В 1996 году Сергей умер от редчайшей болезни, но спустя полтора десятка лет его мультимедийное творчество переживает мощнейший ренессанс, ярким свидетельством чему стала череда музыкальных событий на этой неделе, где имя и творческое наследие Курехина звучали «живее всех живых». Журналист, продюсер, литератор Александр КУШНИР, автор книги «Сергей Курехин: безумная механика русского рока», отмеченной в прошлую пятницу независимой премией «Степной волк» в номинации «Книга года», по просьбе «ЗД» суммировал «юбилейные» настроения благодарной публики, не устающей наслаждаться творческим наследием героя и кумира.

Реставрация сознания

В который раз убеждаешься, что жизнь идет волнами. Еще несколько лет назад у меня было неподдельное ощущение, что творческое наследие Курехина растворилось в каком-то непрерывном и бесконечном вакууме. Возможно, только в Питере, где проводились ежегодные фестивали памяти Курехина, Капитан все еще оставался «сакральным символом города». В других же хуторах и селах, включая столицу, о нем позорно забыли. Втайне мечтая об идеальной модели мира, я начал трясти память и архивы соратников Капитана с целью передачи эстафетной палочки новым поколением. Со временем эти археологические раскопки превратились в книгу. В процессе ее написания были проведены десятки лекций, «круглых столов», брифингов и эфиров, посвященных творчеству Капитана. И, о чудо, что-то в воздухе все-таки стало меняться — по крайней мере, мне так казалось…

Грядущее 60-летие Курехина предсказуемым образом взбодрило критиков, музыкантов, режиссеров театра и кино. К примеру, скрипач и кинокомпозитор Алексей Айги вместе со своим ансамблем, музыкантами «Поп-механики» и оркестром Ad Libitum реанимировал музыку Курехина к таким культовым кинофильмам, как «Господин оформитель», «Трагедия в стиле рок», «Два капитана II», «Замок». На презентации «Безумной механики русского рока» Айги признался журналистам: «Конечно, в Питере были недовольны, что люди из Москвы взялись за святое. Надо сказать, что у Курехина не было своего Стива Вая, который ходил бы и записывал все, что наиграл Фрэнк Заппа. В итоге весь Заппа издан на нотах, а нот Курехина практически не существует. Все, что мы в ближайшее время планируем сыграть, надо перевести из аудио, иногда очень плохого качества. Если киномузыка — там постоянно разговаривают герои. Это большая проблема, но мы боремся с ней».

«В студии Капитан не загружал себя такой мелочью, как написание нот, — вспоминает джазовый критик Дмитрий Ухов. — Сережу избаловала вся эта рок-тусовка, где достаточно было просто импровизировать. Он мог писать мелодии и ноты лучше любого культового композитора Каравайчука, но он этого не делал».

Придумав свой яркий стиль в музыке, Капитан не доводил до конечного вида студийные записи. Он не экспериментировал со звуком, контурно обозначал аранжировки и не прописывал «альтернативные варианты» дублей. Порой ему банально не хватало усидчивости. Он явно торопился сделать все как можно больше и быстрее — не только в студии, но и в жизни. «Киномузыка не была для Курехина чем-то очень серьезным, — считает режиссер фильма «Над темной водой» Дмитрий Месхиев. — Мне кажется, он не очень-то в это врубался, и его музыка была порой не бесспорной. Он создавал вокруг себя миф и очень на это распылялся».

Однако спустя два десятилетия Леша Айги все-таки реставрировал кинобоевики Курехина, с блеском возвратив им новую жизнь. В течение нескольких дней он выступил с этой программой дважды: в Питере, где ему, в частности, помогали Бутусов, Каспарян, Гайворонский и Волков, а также в Москве. На фестивале «Усадьба Jazz» в Архангельском на минувшей неделе Айги пригласил на Главную сцену не только ветерана «Поп-механики» Сергея Летова, но и молодую московскую группу Shoo, исполнение которой «Последнего вальса» Курехина и собственной композиции «Капитан» явились одной из кульминаций концерта.

60-летие Курехина не осталось незамеченным и независимой премией Артемия Троицкого «Степной волк», раздавшей награды в прошлую пятницу. Группа «Кира Лао» исполнила композиции с «Детского альбома» Курехина. Участники дуэта Two Siberians Артем Якушенко (электроскрипка) и Юрий Матвеев (электроакустическая гитара) исполнили боевики Курехина в собственных инструментальных версиях. Это выглядело дерзко, неожиданно, но при этом — искрометно и феерично, что бросилось в глаза как критикам, так и поклонникам иркутской группы, курсирующей в последние годы между Нью-Йорком и Москвой. «Вообще-то обычно мы исполняем только свои произведения, — признался Юрий Матвеев. — Но в грядущий юбилей Курехина не смогли не отдать дань большому композитору и яркому провокатору. Удивительно, как легко легла в нашем исполнении «Донна Анна», а потом и «Тибетское танго» из легендарного рок-альбома «Радио Африка» — и даже без фирменных «ом хо-хом» и «кукукун фи-фи!».

Неизвестный Курехин

Вспоминая Капитана, на лекциях, посвященных его юбилею, я иногда вспоминаю про не вошедшие в книгу материалы, связанные с последними годами жизни Сергея. Дело в том, что, будучи всеобщим любимцем, признанный в нескольких питерских СМИ «человеком 1994 года», Капитан незадолго до смерти внезапно попал в черную полосу внутреннего кризиса. В те дни ему искренне казалось, что идеи «Поп-механики» начинают пробуксовывать и из его любимого детища словно выкачали воздух. Глазами Капитана «Поп-механика» перестала быть смешной и дерзкой, перестала ошарашивать и будоражить сердца людей.

«Нет целостности, нет общего ощущения, которое объединяло бы людей и заставляло их делать общую культуру, — признавался маэстро в одном из интервью. — Раньше «Поп-механика» строилась по принципу дружбы, собирала всех друзей и несла в себе определенный духовный заряд. Сейчас она может нести уже только чистый формальный заряд, и только такой заряд она и несет».

Оркестру безумной музыки в тот момент исполнилось десять лет, а выход на новый энергетический уровень никак не происходил. Казалось, Капитан использовал все варианты и способы. Судите сами: в концертной программе «Гляжу в озера синие» маэстро выводил на сцену обнаженную арфистку и заворачивал в фольгу Эдуарда Хиля, который пел «Сказки венского леса», а под ногами у него бегали сотни кроликов. Затем на презентации своего агентства «Депутат Балтики» Курехин грозился атаковать бактериями зал БКЗ «Октябрьский», а буквально через месяц усадил поэта Пригова за руль экскаватора в театральном спектакле «Колобок». Он по-прежнему пытался создать вселенную из хаоса, но как-то без прежней удали. Возможно, ему надоело делать копии и компилировать стилизации. Концерты становились предсказуемыми, а отношения с музыкантами — коммерческими. «Я хочу поиграть, но мне не с кем играть», — исповедовался Курехин друзьям. Пытаясь развеять нахлынувшую тоску, он даже придумал теорию, что «с годами джазовые музыканты усыхают и скукоживаются, а рок-музыканты, наоборот, как-то раздуваются».

К примеру, когда Курехин вернулся в Питер из Германии, где его саксофонист устроил алкогольную феерию и фактически сорвал выступление «Поп-механики», Капитан чуть ли не впервые за несколько лет ушел в многодневный запой. «Сергей мучился чуть ли не физически, — вспоминает его приятель и журналист «Пятого колеса» Виталий Потемкин. — Видно было, как ему тесно и как он начинал томиться. Приехав из Германии раньше времени, он запил… Приходил каждый вечер ко мне домой, напивался и не знал, что будет делать дальше». «Я помню, что в определенный момент у Сергея случилось хроническое переутомление, — рассказывает Дмитрий Месхиев. — Иногда, когда я садился за руль, он падал на переднее сиденье и сразу же засыпал. Возможно, он спал крайне мало».

К усталости Капитана еще добавился и его финансовый кризис. «Сереже часто не платили деньги за фильмы, — рассказывал мне в 2011 году скрипач «Поп-механики» Алексей Заливалов. — Происходило это только потому, что маэстро не сдавал на «Ленфильм» ноты с написанной партитурой». «Я помню, что у Сергея все время не хватало денег, вплоть до того, что он звонил мне и спрашивал: «А тебе не нужны диски King Crimson? Я хочу их продать, потому что у меня деньги кончились», — вспоминает Леша Рыбин, гитарист группы «Кино». — Капитан жил на гонорары, которые тратил на диски и книги, которые продавал через полгода, когда заканчивались деньги».

Выступления «Поп-механики» стали не такими частыми, как раньше, а других источников дохода у Курехина не было. К тому же зимой 95-го года он обличает в финансовой нечистоплотности своего партнера по агентству «Депутат Балтики» Женю Рапопорта. «Обычные человеческие качества у Курехина разрастались за пределы возможного, — вспоминает художник Виктор Тихомиров. — Рапопорт однажды ловко воспользовался этим качеством, переведя заработанные Курехиным 50 000 у.е. на свой счет и сказав лишь перед увольнением: «Ну, ты ведь не убьешь меня из-за денег, Сережа?» Курехин только плюнул ему вслед и забыл навсегда».

«Курехин скромным парнем никогда не был и очень хорошо знал себе цену, — считает Артемий Троицкий. — В новейшей истории 90-х он видел, что деньги означают реальный патент на то, насколько ты велик и крут. Серега прекрасно знал, что он велик и крут, а денег у него не было. И к нему стала полностью применима обиднейшая поговорка: «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?» И я думаю, что это его в немалой степени съедало. Отсюда, возможно, и началось его общее разочарование и в нашей новой системе, и во всем этом начинающемся капитализме».

Трагедия в стиле рок

Весной 1995 года Курехин неожиданно для многих сдружился с лидерами Национал-большевистской партии Лимоновым и Дугиным. Сергей, словно школьник, влюбился в их радикальные идеи «новой России» и тут же провел в Питере провокационную пресс-конференцию с участием лидеров НБП. «Курехин все делал на полном серьезе, — как-то вспоминал идеолог «Гражданской обороны» Егор Летов. — Курехин вообще под конец очень странным стал. От него такая злость шла!»

Но основная масса питерской интеллигенции увлечение Капитана политикой не приняла. Маэстро начинает терять друзей, с которыми прошел огонь, воду и медные трубы. К сожалению, он окончательно и бесповоротно расходится с Гребенщиковым. В основном по идеологическим соображениям. Рвущемуся всегда вперед и вверх Капитану стало казаться, что лидер «Аквариума» со своим новым буддистским вектором слегка подзадержался в развитии. Неудивительно, что подобная переоценка ценностей сопровождалась традиционной для Курехина серией злых интервью, в которых идеолог «Поп-механики» обвинял своих бывших соратников в неактуальности и стагнации. «Мне «Аквариум» совсем не нравится, — декларировал свою «новую злость» маэстро. — После того как я уже перестал с ними работать, стала видна деградация… Они так и не сделали ничего, на мой взгляд, интересного вообще. Я же ценю в первую очередь музыку, а не имидж группы, не историю группы, не мифологию и не легенду».

Вскоре Сергей Анатольевич прекращает многолетнее сотрудничество с концертным директором «Поп-механики» Алексеем Ершовым. Впоследствии Ершов отказался комментировать причины разрыва с Курехиным, поэтому о тяжести этого решения для обоих можно только догадываться. В мае 96-го года у Курехина серьезно заболело сердце, и его прямо из студии забрала «скорая помощь». Сергея положили в реанимационное отделение одной из питерских больниц с диагнозом «саркома сердца». Это была редчайшая и практически неизлечимая болезнь. Казалось, что счет дней в жизни Капитана идет на часы, но он протянул еще два месяца. «Всю жизнь Курехин был шаманом и военачальником, — вспоминает композитор Олег Николаевич Каравайчук. — Но, по-видимому, в какой-то момент его душу изнасиловали».

Умирал Капитан медленно и жутко. В конце вообще перестал приходить в себя. Ему крайне тяжело было дышать, словно он захлебывался под водой. В какой-то момент у него отнялись ноги, потом начало исчезать зрение. На больного перестали действовать обезболивающие. Сергей лежал весь серый, а потом не мог даже лежать, а только сидел, голый по пояс. Дугин привез из Сибири 80-летнего колдуна, который, выйдя из палаты, вытер пот со лба и сказал: «Это не нашего уразумения дело…»

Умер Сергей 9 июля 1996 года. Через год после смерти на Мойке, в доме-музее Пушкина, проводился вечер памяти Курехина. Там собрались друзья Капитана, выступали какие-то барды, литераторы читали стихи про Курехина, звучали какие-то воспоминания… В какой-то момент конферансье сказал: «А еще тут присутствует гениальный кинокомпозитор, старинный друг Курехина Олег Каравайчук. Он нам сейчас что-нибудь вспомнит и наверняка что-то сыграет». Безусловно, Олегу Николаевичу было что вспомнить. Например, про то, как Капитан предлагал ему сыграть на рояле, по которому ползают леопарды. Каравайчук, чуть сгорбившись, вылез откуда-то из тьмы, минуты две напряженно думал, а затем негромко произнес: «Ну, играть сегодня я, конечно, не буду. Это понятно. Но что-то я хотел сказать… Сегодня мы вспоминаем Сережу… И, наверное, хорошо, что он всего этого не видит. Эти песни, эти стихи, эти воспоминания… Думаю, Курехин бы вам сказал, что все это — блевотина».

Александр Кушнир

888


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95