Периодически дискуссии о целесообразности введения школьной формы возобновляются, потом гаснут и снова заводятся. Но что, собственно, не дает нам покоя? В чем на самом деле проблема, почему мы жаждем единообразия? Спасет ли школьная форма наше образование? Недавно в РИА «Новости» состоялся «круглый стол», на котором обсуждался вопрос о целесообразности обязательного введения школьной формы.
«Каждая школа должна иметь свой дресс-код», — убеждена депутат Госдумы, председатель Союза женщин Екатерина Лахова. По ее мнению, именно школьная форма заставляет детей сосредоточиться на учебе и способствует укреплению дисциплины, а также уменьшает внешние признаки социального расслоения.
И вот еще что, оказывается: массовый выпуск школьной формы позволил бы поддержать отечественных производителей, которые сегодня готовы удовлетворить запросы самых взыскательных потребителей — и по качеству ткани, которое одобрено НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, и по разнообразию фасонов, расцветок, дизайна моделей. Так считает депутат.
Само собой, так же думает заместитель гендиректора Центрального научно-исследовательского института комплексной автоматизации легкой промышленности Валентина Грищенкова: «Школьная форма разрабатывается с учетом возраста учащихся, а также национальных традиций, региональных и климатических особенностей. Средняя стоимость одного комплекта колеблется от 2,5 тыс. до 3,5 тыс. рублей. И чем больше заказов, тем форма дешевле».
В общем, так: если бы необходимость введения формы признали на государственном уровне, то ее производство можно было бы целевым образом дотировать из бюджета! Главное, передовой опыт уже есть: в Брянской области все первоклас%ADсники одеты в форму за счет региональных средств.
Понятно, кто и почему лоббирует школьную форму, главное, школа, дети, педагогика в расчет не берутся.
Однако заместитель директора Департамента общего образования Минобрнауки Ирина Тараданова ясно дала понять, что такое решение в ближайшее время принято не будет. По ее словам, федеральный центр не имеет полномочий «насаждать школьную форму», право выбора принадлежит образовательному учреждению.
А директор столичного лицея № 1535 Михаил Мокринский — в его школе обязательная форма то вводилась, то отменялась в зависимости от настроений учащихся и возможностей родителей — напомнил, что и школа не вправе требовать от родителей приобретения формы, поскольку у разных людей разные финансовые возможности. В такой ситуации не остается ничего другого, как достигать общей договоренности на тему школьной одежды и только после этого закреплять принятое решение в школьных подзаконных актах. То есть на самом деле речь идет не столько о введении формы, сколько о культуре принятия решений.
Но что такое культура — это у нас каждый понимает по-своему. В Международной школе-интернате № 19 (г. Москва) считают: «Форма могла бы объединить детей разных национальностей, которые учатся в нашем интернате», — говорит Клара Янова, педагог-психолог, работающий в этом образовательном учреждении.
Как рассказал директор Букановской средней школы Людиновского района Калужской области Дмитрий Афанасьев, вопрос о введении школьной формы обсуждался на региональном уровне
Сегодня введение школьной формы в нашей стране носит рекомендательный характер. Последнее слово остается за обществом, и сколько в стране школ, столько и вариантов решения этого вопроса.
Ольга Дашковская