Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Время — не деньги

Анна Андронова: медицина стала не столько платной, сколько еще более неудобной

Теперь каждое медицинское учреждение может на законных основаниях взимать плату за определенную категорию своих услуг. Их перечень доступен, а цены для бюджетных лечебно-профилактических учреждений устанавливает учредитель, для коммерческих организаций — они сами. Никаких ужасов, никакой радикальной ломки. В тексте "Постановления" трудно найти что-либо, соответствующее жутким заголовкам СМИ, типа: "медицина становится платной". Министр здравоохранения Вероника Скворцова подтвердила, что госгарантии никто не отменил и, по большому счету, стандарты медицинской помощи, а также экстренные случаи по-прежнему бесплатны.

Платную помощь больницы и поликлиники оказывают давно. Некоторые — с полным на то основанием, некоторые, видимо, не вполне законно. Теперь же, как следует из нового документа, все будет четко регламентировано. Коротко его текст можно сформулировать так: услуги, выходящие за рамки стандарта, будут предоставляться пациенту за деньги. Вы заплатите, если хотите лежать в отдельной палате (при наличии ее в отделении) или чтобы у вас был индивидуальный пост. Заплатите за анонимность лечения. За какие-то дополнительные обследования и процедуры, не входящие в рутинный план по конкретному диагнозу. За применение оригинальных лекарственных препаратов.

Особо взволнованные граждане восприняли новый документ как очередной повод залезть пациенту в карман. Но те, кто уже обратился к докторам после январских праздников, ничего нового не заметили. Моему сыну потребовались анализы и справка из детской поликлиники в самом начале января. Пришли. Рядом с окошком регистратуры появилось объявление: "Бахилы в аптеке". И подпись от руки мелко — "или в автомате". Автомат, как известно, сдачи не дает. А иногда и вообще ничего не дает. "У нее ребенок заболел,— гардеробщица кивнула на закрытую дверь аптеки,— сегодня уже не будет". Таким образом, те мамы и дети, кто явился без пятаков, воспользовались абсолютно бесплатно бахилами б/у из коробки. Все остальное по сравнению с 2012 годом существенных изменений не претерпело — те же стенды, расписание участков, часы приема специалистов, анализы по направлению.

Большинство из нас идет в поликлинику именно за бесплатной помощью. Основные посетители — пенсионеры, люди с невысоким доходом. Они встают затемно, штурмуют регистратуры и двери кабинетов — сначала на третий этаж без лифта к участковому, потом на первый к неврологу, а потом еще на четвертый в процедурный кабинет. Они мгновенно объединяются против любого, кто пытается прорваться без очереди, но зачастую приходят за элементарным человеческим общением. Я почти уверена, что наше самое старшее поколение в силу своих привычек и убеждений не захочет платить за медицинскую услугу за редкими исключениями. Ну хорошо, один раз в порядке эксперимента за консультацию специалиста без направления от терапевта. А если потребуется еще одна и еще?

Но что хочет от поликлиники человек работающий и занятой и за что он готов заплатить? Наверное, основное его желание — экономия времени. Ничего такого "Положение" не предусматривает, а в процессе его обсуждения пункт о преимуществе платных пациентов перед бесплатными вообще убрали. Что же получается?

Пациент А, пенсионер, в понедельник приходит в поликлинику в полвосьмого утра в терапевту, в десять попадает в кабинет и получает в карточке запись о необходимости консультации, скажем, уролога. В пятницу он приходит в регистратуру к половине седьмого и чудом с первого раза получает талон. В следующий понедельник он уже в восемь (на всякий случай) сидит перед кабинетом уролога. И он, и еще десять человек из этого коридора ни за что не согласятся, что какой-то пациент Б, заплативший в кассу, сейчас пройдет перед ними! С чего бы это? А как быть Б, который честно заплатил, но перед кабинетом остался один на один с товарищами по несчастью, а талона у него нет, только квитанция?

Да и в тех случаях, когда речь идет о дорогостоящем лечении или операции, вроде бы было логично заплатить за экономию времени. Но с другой стороны, то оборудование, которое в больницы поступило по программе модернизации (рентгенохирургические установки и томографы сосудистых центров, например), должно в первую очередь работать на больных по ОМС. Обладатели полисов добровольного страхования никаких преимуществ не получают.

Каким-то образом, видимо, новый законодательный документ должен был бы определять, как разграничить платный и бесплатный потоки. Не говоря о том, чтобы объяснить врачу, в каком режиме он работает. Если врач-специалист будет осматривать "платников" вне приема, будет ли это ему выгодно? А ведь существуют еще нормы КЗОТа, лучевая нагрузка, ультразвуковая. Рентгенологии и специалисты УЗИ и так всегда работают с превышением норм, а если еще и платные больные потянутся?

Поликлиники отчаянно хотят легально заработать. На ремонт оборудования, на санузлы, на компьютеры, на бахилы, в конце концов. Но какие может дать поликлиника преимущества по сравнению с частной структурой? Ну, например, этот самый работающий Б запишется на прием к специалисту на конкретное время и без всякой очереди. Или получит возможность быстро перед работой сдать анализы, а уже в обед ему пришлют результаты по электронной почте.

В поликлинике дешевле. Цена на услугу в частных центрах иногда значительно превышают государственные тарифы ОМС на нее же в обычной больнице. Но вы не обращали внимания, что "частные" томографы выходят из строя очень редко? Рентгеновские установки не зависают, ультразвуковые аппараты никто не включает случайно в сеть без предохранителя, эндоскопический комплекс не стоит без дела из-за отсутствия специально подготовленного оператора. В цены коммерческих организаций уже заложен и износ, и обслуживание, и текущий ремонт, и ремонт более капитальный. В бюджетном же учреждении сломанный томограф — катастрофа. На восстановление уходят месяцы, если это что-то серьезное. Все, что прилагается к "бесплатному" прибору, стоит живых денег, и немалых. Конкурсы, тендеры, обивание порогов. Такое впечатление, что запчасти возят из Европы на лошадях. Не потому ли некоторые обращаются в частные клиники за диагностикой, а результаты несут потом "своему" врачу?

Одно могу сказать, за те 15 лет, что я в медицине, многое изменилось в лучшую сторону. Наша больница теперь способна работать на хорошем современном уровне, и не благодаря платным услугам, а за счет государственных программ. Глобальная реконструкция, необходимая многим медицинским учреждениям, требует глобальных же затрат. А для того, чтобы потом эти лечебные учреждения эффективно работали по ОМС или платно, нужно рациональное и, я бы сказала, аккуратное законотворчество.

Чтобы не забыть о том, для кого это все делается.

Чтобы кто-то ответственный и неравнодушный мог встать по эту сторону окошка регистратуры — на сторону пациента.

Чтобы еще до подписания документа было понятно, как и что будет работать. План развития до 2020 года Министерством здравоохранения примерно принят. Пусть каждым его пунктом станут небольшие разумные изменения. Должна быть возможность исправить, сделать шаг назад или в сторону. Насколько же важен именно сейчас документ о платных услугах, трудно сказать. Ему еще только месяц от роду. И собственно, плохого в нем нет ничего.

Самое главное — никаких революций. Вот в 2010 году был принят Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", в котором приоритетным был обозначен рынок отечественных препаратов. Планировалось в течение нескольких лет практически полностью перейти на лекарства российских фармзаводов. Оригинальных медикаментов в России нет, только дженерики. Их в аптеках и больницах становится все больше и больше — по закону. И по закону же о платных услугах мы с 1 января имеем право оплатить их замену европейскими оригинальными таблетками. Видимо, два года назад слегка погорячились.

С 20 января принят еще один документ — закон "О донорстве", отменивший денежное вознаграждение за сдачу крови. Только со временем станет понятно, что нам сейчас выгоднее — отбирать, тщательно контролировать доноров и платить им деньги или вкладываться в рекламу добровольного донорства. Хирурги, мягко говоря, обеспокоены. Крови и раньше не хватало, а теперь желающих ее сдать не прибавится. Если не будет крови, то та самая операция, которую теперь можно оплатить и сделать без очереди, все равно будет невозможна

768


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95