Веселая психоделическая история жизни двух друзей – Джейка-Пса и Финна-Человека. Первое что, приходит в голову всем впервые ознакомившимся: пожалуй, что это не для детей, что такое детям показывать нельзя, что детей необходимо отгородить от подобного всеми возможными способами. Я бы здесь и согласился и поспорил. С одной стороны, действительно, ребенок вряд ли сможет по достоинству оценить не только целый вагон искрометного юмора, основанного подчас на чересчур изящных и плохо читаемых полутонах, но и порой на различных мемах, культурных знаках двадцати- тридцатилетней давности. С другой стороны, абсолютная безбашенность и свобода в сюжетах, образах, атмосфере – это как раз то, что и нужно детям, это избавляет, так сказать, от шаблонов мышления и заводит на все сто мотор воображения.
Тем не менее, вопрос возраста зрителя, это последнее, о чем хотелось бы говорить, упоминая «Время приключений».
А хочется поговорить как раз о безбашенности и свободе. Скажу больше, что, наверное, удивит уже совсем всех, авторы мультсериала кажутся мне прямыми продолжателями творчества обэриутов. Потому что за кажущейся простотой сюжетов, общей незамысловатой «мультяшностью» часто, даже слишком часто подспудно или вполне открыто развиваются целые философские и мировоззренческие системы, раз через раз нас просто-таки принуждаются задуматься о вселенной (или вселенных), о смысле жизни, Боге, времени.
Попытаемся передать масштаб происходящего…
Итак… действие происходит в некоем Конфетном государстве, населенном… конфетами? Не только. Конфетами, пряниками, карамельками и проч. и проч. Главенствует – принцесса Жвачка. Охраняет государство целая братия слегка ленивых, не очень расторопных банано-человеков, а также гигантский стеклянный... не знаю, что это, похоже на автомат по выдаче жвачек. Но это далеко не всё, за пределами государства мы можем встретить не только всевозможнейших существ (перечислять которых в силу разнообразия и количества почти бессмысленно), но и других принцесс – принцесса Такса, принцесса Черепаха, огненная принцесса, принцесса Пупырка (синее шарообразное нечто), даже принцесса Надувной Дом. Каждая из принцесс находится в постоянной опасности, их то и дело крадет злобный Снежный Король, но в конце каждой серии от ужасного плена их спасают главный герои – Финн и Джейк. Они приступают к началу каждого приключения с веселостью и безотложностью героев приставочных игр (тому способствует и музыкальное сопровождение). Затем следует победа и освобождение короля. Могут быть также сюжеты с добычей всевозможных сокровищ и уничтожением случайно подвернувшихся монстров. С сюжетной стороны… Все так просто, не так ли? Почти никак. Но это лишь поначалу.
Потом мы узнаем, что вроде бы классический антагонист Снежный Король не является таковым. А сказочное королевство во всем его сказочном многообразии и великолепии относится скорее к жанру постапокалиптики, чем к жанру фэнтези. Некогда произошла великая «грибная война». Да-да. Та самая. Всё смело с лица Земли, нарушились какие-то законы природы, началась новая эра, каким-то удивительным образом пробудилось великое зло (некто Лич, желающий уничтожить все живое). Вместе с этим великим злом, на Землю пришла магия. Что и объясняет дальнейшие новообразования самых абсурдных форм жизни. В то время, как Снежный Король был одним из наших современников. Вполне интеллигентным, добрым, замечательным человеком. Которому довелось как случайно наткнуться на удивительный артефакт, некую «Корону». С короной на голове этот замечательный человек превращался в настоящего безумца, но зато получал и невероятные силы, связанные со стихиями льда и холода. Это помогло ему не только выжить, но и в нужный момент спасти Землю от полной гибели. Корона вызывает зависимость и видоизменяет своего носителя. Так что, чтобы спасти Землю, ему пришлось навсегда остаться бессмертным и сумасшедшим Королем и полностью забыть свою прошлую жизнь. А где-то там, в прошлом мире, была оставлена и его вечная, навсегда утраченная любовь… Чем и объясняется нездоровая привязанность Короля к принцессам.
Это одна сюжетная линия. Всего лишь одна, а их десятки!
Каждый персонаж, каждый герой рано или поздно перестает быть плоской картинкой, а обрастает плотью и кровью, значительным бэкграундом, сложной психологией и противоречивыми желаниями. Здесь вообще нигде нет ни грамма легкомыслия и всё даже слишком серьёзно, при всей живописной и, что уж темнить, технически совершенной аляповатости. Таинственный Лакричный Дворецкий, с виду обыкновенный леденец, но время от времени совершающий оккультные ритуалы, видящие потусторонние миры и иногда играющий в гольф с хозяином ада, неким престарелым вампиром, который тоже, не очень ясно с каких пор стал хозяином ада и почему, так как его дочь была замечена еще в эпизодах, посвящённых нашим дням. Именно с ней, бедной вампиршей-сироткой возился будущий Снежный Король, помогая выжить в новой суровой реальности. Или радужная Ливнерожка (что-то среднее между единорогом и радугой, говорящее исключительно на корейском языке), супруга главного героя, пса Джейка. Мало того, что Ливнероги долго время воевали с собаками (что придавало поначалу особенной драматичности отношениям Джейка со своей будущей женой), так и, судя по всему, именно они вконец истребили человеческий род после последней Грибной войны. Много-много невообразимой чепухи нам придется пережить, но как и любая достойная чепуха – она имеет чёткую продуманную систему, она изящная и хороша собой.
И вдруг наступает момент, когда Финн-человек, после очередного кровопролитного боя с очередным невообразимым монстрам, засыпает у костра и наблюдает за звёздами. И начинает размышлять о жизни, о предназначении, о любви, о настоящем и ненастоящем.
И вдруг наступает момент, когда авторы и нас заставляют окинуть взором весь этот огромный и такой сентиментальный даже мир, полюбить каждого – Снежного Короля, занимающегося зарядкой в своем снежном дворце, пса Джейка, решившего ненадолго побыть кирпичом в стене, робота Бимо, мечтающего стать человеком, мистера Свина и Деревяшку, сумевших создать уютную семейную ячейку… И опять, можно перечислять до бесконечности. К ночи мистер Газировка выбирается из постели, осторожно, чтобы не разбудить жену, достает из-под кровати печатную машинку и идет писать на кухню детективный роман.
Да, здесь еще случаются эпизоды-внутри-эпизодов. Как будто мало всего этого многообразия – некоторые персонажи сочиняют свои собственные истории и выдумывают свои собственные миры.