Чуть не пошутил: вот он советский Motion capture, то, что делается сейчас с помощью дорогих компьютерных технологий, раньше делалось вручную. Однако больше волнует другое: зачем вообще так необходим такой реализм в мультипликации?
Марк Максимов, редактор 1001.ru
Живую игру артистов сперва снимали на кинопленку, а потом мультипликаторы кадр за кадром переносили ее на бумагу
Все дело - в эклере
Для российских мультипликаторов слово «эклер» означает не только пирожное. Так назывался метод, популярный в 1950-х годах, когда роли мультяшных героев первоначально играли артисты. А потом художники переносили их образы на бумагу.
Так родились мультики-шедевры: «Снежная королева», «Золотая антилопа», «Цветик-семицветик», «Каштанка», «Аленький цветочек», «Сказка о рыбаке и рыбке»... Снимались в этих и многих других фильмах выдающиеся советские актеры: Мария Бабанова, Михаил Астангов, Рубен Симонов, Алексей Грибов, Борис Чирков…
- «Эклер» - это профессиональный сленг. Правильное название такой техники - ротоскопирование. Живую игру актеров сперва снимали на кинопленку, а потом мультипликаторы кадр за кадром переносили ее на бумагу, - рассказывает «КП» историк анимации Сергей Капков. - Вот почему в старых советских мультфильмах все движения героев реалистичны, как будто на экране не рисованные картинки, а живые люди. Даже тени передвигаются натурально. Аниматоры должны были правдоподобно передать мимику и пластику человека.
- Откуда появилось такое вкусное название «эклер»?
- Как мне рассказывали сами мультипликаторы, в то время в коридоре «Союзмультфильма» стоял старый токарный станок. На нем была металлическая бирка фирмы Eclair. Вроде бы этот станок перекочевал с завода, который был во дворе киностудии. Изобретательные художники нашли ему применение. С одной стороны длинной станины закрепляли проектор, а с другой вешали экран, на него прикрепляли лист, и художники переносил на бумагу ключевые моменты снятого материала. По названию марки станка и возник термин «эклер». И пирожное тут ни при чем.
У мультяшек голова больше
- Съемки проходили так же, как в большом кино?
- Не совсем. Артисты разыгрывали сцены. Но разговаривали они не с партнерами, а с пустым местом. Потом эти же актеры своих героев озвучивали. Если вы присмотритесь, то обязательно заметите портретное сходство между героем мультика и актером.
Но есть и разница. Например, художники меняют пропорции тела героев, увеличивают им голову, заостряют черты - вгоняют рисунок в образ, чтобы он выглядел ярче и гротескнее. Если просто перенести киноизображение человека на бумагу, у него будет очень маленькая голова, на которой не видны черты лица. Поэтому у мультяшных героев головы непропорционально большие.
Животных не сыграешь
- Актеров одевали примерно так, как в фильме, - продолжает Капков. - Это облегчало работу аниматоров. Исполнителей подбирали не только по голосу, важно было и внешнее сходство. Например, долго искали актера на роль Раджи в «Золотой антилопе». А потом случайно увидели вахтанговца Рубена Симонова. Надели на него тюрбан, халат... И вот он - вылитый Раджа!
- В мультфильмах про животных тоже использовали «эклер»?
- Нет, только там, где были люди. Животных нельзя заставить играть, как актеров. Да и ни к чему: у нас были замечательные мультипликаторы, которые умели передавать пластику зверей.
Несмотря на это, многие животные очень похожи на актеров, которые их озвучивали. Но, скорее всего, это случайность. Например, на «роль» Вини-Пуха пробовались многие артисты, но голос Евгения Леонова больше всего устроил режиссера Федора Хитрука, после того как звукорежиссер случайно ускорил его запись на пленке.
КСТАТИ
Сделано по старинке
Очень удачно о технологии ротоскопа вспомнил российский аниматор Александр Петров, когда делал свой мультфильм «Старик и море», за который получил премию «Оскар». Роль старика исполнял его тесть. Он был заядлым рыболовом, умел правильно закинуть снасти, вытащить рыбу, натурально греб на лодке...
А КАК У НИХ?
Белоснежка недотянула до гномов
Первым полнометражным анимационным фильмом, созданным с помощью ротоскопа, была «Белоснежка и семь гномов» 1937 года студии Диснея. Моделью для Белоснежки стала 14-летняя Мардж Чемпион, выбранная из двухсот претенденток. Она была дочерью известного американского хореографа Эрнеста Белчера, работавшего с Чарли Чаплином.
- Чтобы размер головы соответствовал, мне надевали футбольный шлем, в котором была проколота пара дырок, - вспоминала позже Мардж. - Он был покрашен в черный цвет, имитировал волосы Белоснежки. К полудню я совсем измучилась с этим шлемом - он довольно сильно тормозил мои движения. В конце концов с меня сняли шлем и просто повязали ленточку вокруг волос.
За работу натурщицей Мардж платили 10 долларов в день. Роль Принца исполнил танцор Льюис Хайтауэр. Его выбрали за красивые мускулистые ноги. Злую Ведьму - Пол Годкин, тоже танцовщик. Он обладал не только выдающимися ногами, но и носом, за что и был выбран на эту роль.
В итоге критики обрушились на главную героиню мультфильма, назвали Белоснежку безликой, неинтересной. А вот гномов, которых художники придумали из головы, объявилии главной удачей фильма.
Анастасия Плешакова