Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Выйти из черного квадрата

На вопрос «Зачем человеку без зрения нужна живопись?» пытается ответить уникальный спектакль со слепоглухими актерами

Премьера «Anima Chroma/Живые картины» в театре Наций — невообразимый художественно-театральный эксперимент с инклюзивным актёрским составом. По сути, первый в мире спектакль, в котором на равных участвуют: актеры (зрячеслышащие и слепоглухие), живописная рукотворная анимация, музыка (композитор Денис Хоров). В основе его семь шедевров мировой живописи из коллекции «Эрмитажа».

Anima Chroma — живая душа. Спектакль о восприятии и переживании живописи разными людьми. Не равными в своих возможностях. Семь актеров, семь основных цветов радуги, семь планет и мировых сфер, семь дней сотворения мира.

Все начинается с «Черного квадрата» Малевича. Медленно светлеющая тьма, внутри которой возникают блики, мечутся одинокие тени. Из ничего, из нуля — начало начал — на экране пробивается единица. «Черный квадрат» рождает световой луч. Запертая в геометрическую форму Тьма борется со стихией Света. Квадрат рассыплется на семь цветов – цветовых душ, отдельных, еще не знающих как взаимодействовать друг с другом. Завихрения красок, широких летящих в разные стороны мазков, не только на экране, но и на прозрачном занавесе, отделяющем нас от танца исполнителей. Это хаос и его преодоление из «Композиции №6» Кандинского. Краски соприкасаются, соединяются друг с другом, из хаоса возникают первые черты мироздания. Экран пульсирует раскаленным шаром. На фоне синего небосвода красные фигуры, взявшись за руки, несутся в хороводе: «Танец» Матисса. Женщина и Мужчина — любовная целомудренная пара в Эдеме… и ползучий алый шарф поодаль — живая кожа искусителя.

Краски успокоятся лишь на время -  застывая в любовном мареве ренуаровского «В саду». Но красный шарф возбудит бурю страстей: в житейском штормовом море барахтаются условные персонажи: потоки света и тьмы, свободы и долга, верности и предательства (Клод Верне «Кораблекрушение»). Затем приходит время Искупления - беззвучный разговор с собой. Или с двойником, изображение которого корчится на экране и раскалывается на части. И лишь дождевой поток несет с небес очищение, надежду на прощение («Блудный сын»). В финале отворятся двери в «незримый мир». В потоке цветных лучей высветится Икона «Спас в силах» — Христос на фоне красного ромба (божественного огня) вписанного в синий с зеленым овал (символ небесной сферы). Но пока образ иконы собирается в один световой поток, мы вспоминаем начальную рифму — черный квадрат, и действие обретает завершенность. 

Все это действо устроено очень просто (видеопроектор + исполнители) и очень сложно. Рукотворная анимация, созданная в Мастерской оскароносца Александра Петрова. Живопись на стекле, сотворена на прозрачных слоях пальцами и кистью. Она течет из проектора на два экрана, клубится в цветных дымах.  С каждым слепозрячим артистом долго работали переводчики. Они проходили специальные тренинги (при поддержке фонда «Со-единение»). Более того, режиссер спектакля Дмитрий Петров вырезал из дерева некоторые картины в объеме, чтобы исполнители могли наощупь войти в их мир. На руках у артистов– специальные датчики, помогающие ориентироваться на сцене. Видящие артисты с помощью жестов, тактильных взаимодействий создавали общий пластический рисунок неостановимой хореографии (режиссер по пластике Александра Рудик). Персонажи здесь – элементы кадра, действующие лица живых картин. Их осторожные и направляющие прикосновения – выражение любви, заботы.  Не правда, что невозможно отличить слепоглухих исполнителей от зрячих. Их видно по некоторой неловкости, странной пластике - но не неуверенности. Они – магические центры действа, всей этой живописная бесконечность, перетекания образов. Их сердцебиением одушевлен кадр. Это они танцуют анимацию. И когда в финале зрители грохочут ногами, чтобы их услышали артисты – это аплодисменты – «привычные моменты любви».

Виктория Авдеева, автор идеи и продюсер рассказывает, что проект возник как ответ на вопрос «Зачем человеку без зрения нужна живопись?». И спектакль сорежиссеров Дмитрия Петрова и Альберта Рудницкого пытается ответить на этот вопрос. В местами еще сыром, неуверенном спектакле-лаборатории  (слишком сложно его устройство) есть чудо творческой воли, тайной передачи живых импульсов, постижение чувственной стороны искусства. Есть восхождение из бездны «черного квадрата» к геометрии гармонии, к световому потоку, направленному на зрителя. И именно в этой тайной и кропотливой работе не только с особенными исполнителями, но и со зрителями – кроется главная загадка «Живых картин». Потому как и счастливчикам,  «смотрящим глазами» - дана возможность «увидеть».

Лариса Малюкова

Источник

347


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95