Не стало Александра Маслякова – человека, создавшего «Клуб веселых и находчивых». Он обретет вечный покой рядом с другими великим людьми, на Новодевичьем кладбище.
В одном из интервью по поводу своего 75-летия Александр Масляков сказал, что счастье — это прожить 75 лет так, как он их прожил. «Баловень судьбы» — слишком общее определение для того, чтобы понять судьбу человека, но для ребенка, родившегося в 1941 году по пути в эвакуацию, Александр Масляков получил от жизни действительно многое.
Про таких, как Александр Васильевич, словно и придумана песня со строчками «время выбрало нас». Во время хрущевской оттепели студент института инженеров транспорта Саша Масляков был прямо парнем с плаката о советской молодежи. Энергичный, улыбчивый, общительный, любознательный. И предложение стать одним из пяти ведущих на съемке юмористической передачи (по замыслу сотрудников молодежной редакции ЦТ программу должны были представить пять студентов из команды-победительницы на последней игре КВН, а победил в игре именно институт, где учился Масляков), наверное, было более, чем по адресу.
В результате этого вроде бы случайного стечения обстоятельств началась образцовая телекарьера. Не безоблачная, но вполне подходящая для сериала с сюжетом об истории успеха. Закрытие КВН в начале семидесятых до сих пор окутано самыми разными слухами, что тоже годится для кино. Начало эпохи застоя и старательное закручивание гаек, закулисные разговоры об уголовном деле против Маслякова по валютной статье, история о попытке эмигрировать нескольких квнщиков - в общем, сюжетов ходило много. Наиболее логичным из них видится стойкая аллергия, которую КВН вызывала у тогдашнего телебосса Сергея Лапина. В общем, шутки отодвинули в сторону, но сам Масляков не потерялся.
Его фирменная улыбка и бодрый голос приняли во множество телепроектов, которые составляли основу того, что тогда было принято называть развлекательным вещанием. Пятнадцать лет, в течение которых КВН был отставке, - не такой уж маленький срок, чтобы ведущий мог привыкнуть к статусу переходящего красного знамени. Но Александр, видимо, все же держал нос по ветру. И когда в стране задула перестройка, возрожденный КВН стал одним из флагманов нового телевидения.
С самого начала программа стала проектом удобным во всех отношениях. Бурлящий океан художественной самодеятельности нужно было причесать под телеформат, и хотя в некоторых останкинских руках были расчески, способные снимать скальпы, КВН и в шестидесятые, и в восьмидесятые смог остаться программой, отражающей свое время. Но если в самом начале передача была чем-то вроде форточки, которую иногда открывали ради небольшой порции свежего воздуха, то в перестроечные времена КВН превратился для публики в некое подобие демократической прессы с ее боевыми заголовками. «Партия, дай порулить!» — прозвучало в одном из выпусков программы, и это было попаданием в десятку.
Возможно, у ведущего в такой передаче не самая главная роль. Впрочем, простой ее называть все же неправильно. Не прибегая к актерским методам, Маслякову в лучшие времена всегда удавалось оставаться оплотом нормальности и приличных манер среди студенческого беспредела. Одной его дружелюбной улыбки хватало на то, чтобы сообщить, что здесь у нас всего лишь юмор. Не больше. Но и не меньше.
В девяностых Александр Васильевич стал полным владельцем своего проекта, учредив компанию, которая начала заниматься всевозможным продвижением КВН. Наверное, со стороны это чем-то напоминало приватизацию юмора и, конечно, вызвало немало претензий и иронии разной степени доброты. Однако переход программы в частные руки в полной мере соответствовал общей российской телекартине. Самодеятельность становилась бизнесом, и то, что на базе КВН стала работать своего рода фабрика звезд, выглядело логичным этапом развития.
Свои соболезнования по поводу смерти Маслякова выразили не только федеральные тузы, но и весь цвет Comedy Club, что весьма показательно. Воля, Светлаков, Мусагалиев, Галустян — все они начинали в КВН и явно научились быть не только веселыми, но и находчивыми, если сейчас и смешат, и успешно продюсируют.
Само шоу после приватизации тоже изменилось. Но дело здесь не в хозяйствующем субъекте, а, опять-таки, в отражении времени.
В прогнозах на тему «КВН без Маслякова-старшего» смысла немного. Программа уже стала внушительной структурой, управляет которой в основном семья Александра Васильевича, и функционирование этого бизнеса зависит далеко не только от качества шуток. Когда речь идет о поточном производстве, конкуренции, рейтингах и всегда сложных отношениях между производителем и вещателем, юмор, удачный или не очень, становится лишь частью общей картины. В данном случае, наверное, уместен пример программы «Что? Где? Когда?». После смерти автора и главной движущей силы Владимир Ворошилова проект сохранил и эфир, и аудиторию. Но это стало возможным не только из-за творческого тонуса создателей проекта, но и по причине прагматичного менеджмента.
Ностальгические вздохи по поводу того, что КВН уже не будет прежним, выглядят надуманными. Программа давно перестала быть прежней, и лить слезы по прежней смелости как-то поздновато. Но все эти изменения не отменяют того, что можно сказать о самом Маслякове. Он, безусловно, из тех ведущих, которые пережили многие модели телевизоров, с экранов которых эти люди приходили в дома зрителей. Наверное, их время прошло, но в такое прошлое всегда приятно возвращаться. Там по-другому говорили, по-другому шутили, там на телевидении работали люди невероятного обаяния. Такие, как Александр Масляков.
Илья Литов
Источник