Помню, когда у меня появилась машина, я хотел написать книжку, как я учился водить.
Мой преподаватель Айстрих (имени не помню) говорил:
— Я, конечно, вас учу, но у меня ощущение, что вы никогда не научитесь и не сможете водить машину.
Я учился с приключениями. В книге и хотел рассказать о них: о трогательных историях, странных ситуациях, забавных случаях, — сделать нестандартный учебник по вождению автомобиля. Увы, не написал. Иногда жалею.
Вот сейчас я должен делать «Учимся говорить публично», а всё откладываю и откладываю. Сегодня часа два говорил на эту тему с Вадимом Александровичем Коваленко.
Наверное, самое простое — рассказать о том, как учился говорить я: как готовился к теме разговора, как боролся с застенчивостью, страхом, какие книжки читал. Несколько лет я зарабатывал говорением деньги: читал лекции о кино на заводах, фабриках, в общежитиях.
Посмотрел сегодня фильм «Содержанки», первую серию. Рациональное кино.
Чем бы я ни занимался, я всё равно думал о курсе «Учимся говорить публично». Нам надо больше делать интерактивности, использовать возможности интернета. Но тут встаёт проблема авторского права. Возможности есть, а права на их использование отсутствуют.
Только один пример. Говорим о творчестве режиссёра Вуди Аллена — хорошо бы дать фрагмент из его фильма «Дождливый день в Нью-Йорке». Потом несколько интервью, которые брали у него. Затем показать Нью-Йорк, включив несколько фрагментов документальных фильмов об этом городе. А после этого предложить написать свои впечатления от увиденного-услышанного. А потом отложить в сторону написанное и наговорить всё на камеру.
Затем посмотреть, кто и как выполнил это задание (тема одна и та же, но выполнение, конечно, разное), попросить занимающихся оценить друг друга, выбрать десятку победителей и уже тогда сделать профессиональный разбор. И попросить тех, кто хуже всего справился с этим заданием, его переделать, учитывая все наши замечания, предложения и советы.
Ни в одной школе в реальности невозможно это сделать, а в интернете реально. Но сразу встают вопросы. Кто нам даст право брать куски из фильма Вуди Аллена? Где получить разрешение на использование интервью с этим режиссёром?
Или взять Юрия Дудя, Николая Солодникова, Алексея Пивоварова и других знаменитых блогеров — в Ютубе их выпуске пользуются огромным успехом. Но мы без их разрешения не имеем права дать фрагменты. А жаль.
Буду думать, как эту задачу разрешить.
Я знаю, что любой человек, который пройдёт наш курс «Учимся говорить публично», улучшит свою речь в два раза. Мой учебник переиздавался пять раз, и те письма, которые я получал, подтверждают мою правоту в этом плане. Люди рассказывают в письмах, как помог им курс «Учимся говорить публично» стать хорошими юристами, преподавателями, руководителями. Но, будем честны, таких писем мало. Большинство читателей курса «Учимся говорить публично» книгу прочитывали, но выполняли в лучшем случае 10% заданий, а потом удивлялись, почему они не становились цицеронами.
Как сделать курс увлекательным? Где найти приманку для рыбки?
Я хожу по парку Сокольники и только об этом и думаю.
Я хожу вокруг Егерского пруда в размышлениях на эту тему.
Чем мы я ни занимался дома, опять-таки все мысли о «Учимся говорить публично». Материал собран огромный. Как сделать, чтобы захотелось его осваивать, запоминать, использовать?
В этом плане я сделал многое. Первый раз курс «Учимся говорить публично» был опубликован в «Студенческом меридиане» более тридцати лет назад. Тогда в СССР вышло всего три-четыре книги на эту тему.
Были, правда, хорошие исследования по культуре речи: правильное произношение, рассказы об этимологии слова, различные исследования на тему «Почему мы так говорим», — всё это можно использовать в нашем курсе, но это приправа. Основное — о чём говорить.
О нищете.
О страхе.
Об одиночестве.
Об отсутствии любви.
О честности и вранье.
О пугливости перед начальством.
О лизоблюдстве.
О мещанстве.
О пьянстве, которое может нас погубить.
О наркотиках, способных разрушить человека и довести до состояния овоща.
О преступности.
О сексе.
О карьеризме.
О взаимоотношениях с родителями.
О разводах, которых становится всё больше и больше.
Тем великое множество. Мне и кажется, что именно этими темами и станет наш курс интересен — что мы попытаемся говорить о том, что волнует каждого человека.
Я вспомнил одно из первых публичных выступлений в моей жизни. Мне 11 или 12 лет. Учительница математики (наверное, мне было 12 лет — уже не арифметика, а математика) поручила мне сделать доклад о занимательной математике. Я проштудировал учебник Перельмана на эту тему, рассказывал о фокусах со спичками, с интересными исчислениями, вспоминал историю чисел. Слушали меня внимательно. Я помню свою речь.
Я вышел к учительскому столу, посмотрел на класс и сказал:
— Я расскажу вам то, что вы не знаете. Я заикаюсь, но вам придётся потерпеть. Когда-нибудь я перестану заикаться.
Помню, учительница меня тогда похвалила. И я, может быть, впервые поверил в свои силы, что я могу говорить. Наверное, и на эту тему необходим разговор в курсе «Учимся говорить публично».
Скорее всего, на протяжении всего курса пойдут наши советы, что и как должно делать общество (детский сад, школа, вуз) для того, чтобы люди научились говорить.
В понедельник я был в офисе. Занимался рутиной. Как бы мне хотелось, чтобы всем этим занимался кто-то другой, а я был бы занят придумыванием текстов, упражнений, этюдов, отступлений для курса «Учимся говорить публично».
Вечером, как всегда, вчитывался в список новых читателей онлайн-книги «Курить, чтобы бросить!» и рассматривал фотографии новых учеников по «СОЛО на клавиатуре».
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Если взять наших чиновников, то 90% из них, к сожалению, говорить не умеют. Они произносят свои речи по текстам, которые им готовят помощники, не очень вдумываясь в содержание. Они выступают скучно, нудно и противно. К сожалению, и министры плохо говорят. А это ужасно.
Истинное красноречие - это умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно.
Франсуа де Ларошфуко (1613-1680), герцог, французский философ и писатель