Кто никогда не был ребенком, никогда не будет взрослым.
Чарлз Чаплин
Что такое быть взрослым? Как часто это волнует «юношей, обдумывающих житьё». Взрослость их и страшит, и притягивает. Вот бы поскорее вырасти…
Хотя есть и взрослые, которые как бы никогда не вырастают. Многие из них — выдающиеся и даже великие. Я вынес в эпиграф этой заметки слова Чарлза Чаплина. Думаю, никто не поспорит с тем, что легендарный актёр и режиссёр, главный «киноклоун» планеты сохранил в себе «детскость» до конца жизни. (Согласны ли с тем, что клоун — всегда немножко ребёнок? И как не вспомнить расхожее мнение: «Актёры — они же как дети».)
«Будьте как дети, но не будьте детьми» — выражение, приписываемое основателю буддизма. Под «детскостью», конечно, имеется в виду непосредственное, «незамутнённое» восприятие мира, свобода от стереотипов. И как это необходимо любому человеку, особенно связанному с наукой, с творчеством — с преображением и познанием мира.
«Все знают, что это невозможно, но появляется чудак, который этого не знает, и делает открытие». Каких чудаков имел в виду Альберт Эйнштейн? Именно людей с «детским», свежим, пытливым восприятием мира, из которых и выходят настоящие учёные.
А «взрослость», если рассуждать здраво, сводится к ответственности. В первую очередь — ответственности за себя. Ведь человек, не способный отвечать за себя, тем более не сможет сделать этого и в отношении других.
Когда человек говорит: «Не хочу становиться взрослым» — скорее всего, это означает, что ему не хочется утратить свежесть мыслей и чувств. Не закостенеть в развитии. Не так ли?
Безусловно, никто не рождается на этот свет с интеллектом и запасом знаний мудреца. Но в то же время новорожденный — не tabula rasa, «чистая доска» (была одно время в педагогике и психологии и такая концепция). Люди неравны с рождения — они появляются на свет с разным физическим и умственным потенциалом. Это генетика. Но чтобы потенциал развился, необходима определённая среда и воспитание, из которых складывается опыт — необходимая база для интеллекта. «Из ничего не выйдет ничего».
Инфантилизм — явление распространённое. Кто виноват? Видимо, огрехи в воспитании. Известно, что человека можно воспитывать до пяти лет — а потом разве что перевоспитывать. Но сколько ошибок совершают родители, бабушки, дедушки, да и воспитатели с учителями. Как известно, у нас в политике, футболе и педагогике разбираются все. Это не так. И цена педагогической ошибки — несложившаяся жизнь того или иного человека.
Можно сформулировать так. Взрослый отличается от ребёнка тем, что для него запретов меньше, а следовательно, он более свободен. И в то же время один из критериев взрослости (чуть ли не главный) — это умение брать на себя ответственность.
Взрослость — это свобода, ограниченная ответственностью.
А можно поиграть в слова и
Вот такие вышли афоризмы.
Вообще, интересных высказываний на тему «взрослости» и «детскости» в человеке много.
Вот «весомое, грубое и зримое» изречение известного писателя Исаака Бабеля:
«Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением».
Вот это и значит: «будьте как дети». Вот это и ценно.
Мрачное, но неглупое высказывание «короля ужастиков» Стивена Кинга:
«Быть ребёнком — значит учиться жить, взрослым — учиться умирать».
«У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим», — сказал Жан де Лабрюйер.
Всё это можно расценить как защита и превозношение «детскости» в человеке, не так ли?
«Детскость» и «взрослость»!
Легко понять, что в гармонично развитой личности эти два компонента должны сочетаться, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга.
(В своё время эти слова — «гармонично развитая личность» — высказанное впервые Н.К. Крупской, абсолютно «затёрли», они стали ассоциироваться с советским агитпропом. А ведь каждый из нас в идеале видит себя именно гармонично развитой личностью, какой же ещё.)
Будьте как дети, но не будьте детьми…