Это случилось ни с того ни с сего, никаких объяснений этому ощущению не было. «Я вдруг поняла, что дошла до ручки, – рассказывает 37-летняя Юлия. – Каждый день одно и то же: два часа дороги, те же лица и те же разговоры! Я сказала себе, что надо просто потерпеть. Но с тех пор прошло полгода, и становится только хуже. У меня в столе лежит заявление об уходе. А ведь я люблю работу!»
Мне не хватает личного пространства. У нас есть биологическая потребность в собственном пространстве. «Дистанция, на которой мы общаемся с незнакомцами, составляет от 1,2 до 3,6 м, – сообщает гештальт-терапевт и бизнес-коуч Искра Шестакова. – Хороших знакомых мы подпускаем к себе на дистанцию от 1,2 до 0,5 м. Ближе – только близких родственников и возлюбленных». В офисе, организованном по принципу оpen space (открытое пространство), расстояние между сотрудниками по нормативам должно быть не менее 1,2 м, но в реальности бывает и меньше. Наше личное пространство нарушается, возникает дискомфорт. Немного легче, когда столы разделены хотя бы перегородками. Но иногда сотрудники просто сидят рядом. «При этом в open space каждый на виду, – продолжает коуч. – Это значит, что он должен определенным образом выглядеть, следить за своей позой, выражением лица. Это требует постоянных усилий и порождает чувство усталости.
Я не распоряжаюсь своим временем. Нам приходится есть в обеденное время, а не когда мы проголодались; мы не можем выйти прогуляться; в офисах с жесткими правилами даже количество выходов в туалет нормировано. Наши биоритмы нарушаются, «а любое биологическое нарушение ведет к психологическому стрессу», – подчеркивает Искра Шестакова. Даже в том, что касается работы, мы не вполне принадлежим себе: начальник может прервать нашу деятельность и дать другое задание, коллеги могут отвлечь вопросом или просьбой, после чего нам придется заново сосредоточиваться...
Я устаю от общения. В офисе мы не выбираем свое окружение. Даже если нам кто-то не нравится, мы не можем избежать встреч с этим человеком. «Чаще всего напряжение связано с начальниками разного уровня, потому что в их адрес сложнее высказать недовольство, – объясняет Искра Шестакова. – Но раздражать могут также привычки или личностные особенности коллег: один ходит в мятой рубашке, другой оставляет на столе чашку с чайным пакетиком. В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что клиенты вытесняют из сознания причины, связанные с отношениями, и воспринимают свое недовольство как подавленность или усталость».
Что делать?
«Присвоить» пространство
Мелочи помогут вам сделать рабочее место более обжитым: ручка и тетрадь для записей, которые вы выбрали сами, а не получили в канцелярии, собственная клавиатура удобной для вас формы... Даже в тех офисах, где любой стол может использоваться любым сотрудником и поэтому запрещено оставлять личные вещи, все же можно принести с собой и поставить возле компьютера своего «тотемного» зверька или другую безделушку, которая порадует вас.
Составить свое расписание
Выделить время для легкой прогулки до или после работы; запланировать короткие перерывы; предупредить коллег, что в ближайшие два часа вы не будете отвлекаться на то, чтобы дать кому-нибудь совет или что-то обсудить; договориться с начальником заранее о том, какую задачу вы намерены решать в течение дня… Подумайте, что еще вы можете сделать для того, чтобы ваше пребывание в офисе было более комфортным и эффективным. Помните о том, что позаботиться о себе – это ваша задача, и решать ее придется именно вам.
Разобраться в отношениях
Если кто-то слишком громко говорит или у кого-то звонит на столе оставленный мобильник, объясните, почему вам это мешает и чего бы вы хотели (чтобы говорили тише или забирали телефон с собой). Чаще всего люди, которым предстоит и дальше работать вместе, идут друг другу навстречу. Если же проблема в отношениях с начальством, то поиск новой работы может оказаться хорошим решением, но и в этом случае имеет смысл предварительно поговорить с психологом: возможно, трудности удастся разрешить другим способом.
www.psychologies.ru