Я пережил тысячелетие!
Вот и наступило долгожданное время празднования 1000-летия города Казани! Раньше это представлялось чем-то недосягаемым, а вот оно уже и свершилось. Можно сказать, что я пережил тысячелетие. Говорят, что в продаже уже появились футболки с такой надписью, я, правда, сам пока ещё не видел. Почувствовать дух празднования на все 100% мне, к сожалению, не удалось. Ведь Казань довольно большой город, и когда проходят разные мероприятия, связанные с юбилеем, в разных его частях практически одновременно, то побывать на каждом из них представляется почти нереальным.
Мы, люди, работающие в сфере культуры, отпраздновали это величайшее событие в своём естественном, привычном состоянии. Правильно догадались: на рабочем месте!
К тысячелетию намечалось открытие нашего оперного театра после двухлетнего капитального ремонта, которое, без сомнения, прошло на уровне. Правда, довели до ума только зрительную часть, фойе, сцену и оркестровую яму. Остальное доведение будет продолжаться после празднования. Но мы остались довольны новым обликом нашего родного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Современные отделочные материалы, высокие зеркала, паркет, блестящая плитка, новое освещение одним словом, евроремонт. В театре стало гораздо просторнее, светлее, не как раньше тесные коридоры с мелькающими лицами в полумраке
Итак, подготовку к торжеству мы начали с репетиций к юбилейному концерту. Уже после выхода на работу в июле месяце, после отпуска, началась грандиозная подготовка. Репертуар варьировался буквально каждый день. Репетировали то одно, то другое. Начнём с одной вещи, почти доведём её до ума, а позднее оказывается, что оно не пойдёт. И таких осечек было достаточно. Трудности создавались на каждом шагу, а самая большая из-за неимения своего места для базирования и дислокации, репетиции проходили то в репетиционном зале Большого концертного зала им.С.Сайдашева, то в Доме актёра, то в здании татарского государственного драматического театра им. Г. Камала. Коллектив нашего театра был раскидан по частям практически по всему городу. Балет в одном районе, оркестр в другом, хор и солисты в третьем, а уже цеха бутафории и пошивочно-костюмерные в четвёртом. Но уже начиная с сентября месяца все потихоньку начнут соединяться воедино, по мере готовности помещений в нашем театре.
Для этого концерта каждому, кто принимал участие, специально сделали нагрудные пропуска. Без служебного удостоверения, паспорта и этого пропуска в театр просто не пускали. Здание театра уже за год до этого охранялось и охраняется до сих пор органами милиции и группой кинологов. А уже перед приближением юбилея охрану усилили. Если Вы смотрели телевизор, следили за новостями, то, наверное, слышали, что в наш город из разных уголков России прибывали отряды милиции, ОМОН, подразделения отряда «Ястреб» для поддержании порядка и стабильности на этот период времени. Общую численность назвать не могу, потому что боюсь ошибиться. Кто говорит 7000, кто говорит свыше 10000 человек. А по телевизору объявили, что около 15000 милиционеров.
Ежедневно следуя одной дорогой на работу, вдруг из окна автобуса увидел, что через каждые 10 метров дороги с обеих сторон стоят люди МВД. Несколько раз видел людей в камуфляжных одеждах с автоматическим оружием, сидящих в автобусах уже наготове, чтобы в любой момент среагировать.
Наш театр охраняли и милиция, и люди из отряда «Ястреб». Понятно, ведь наш театр ждал гостей, и не просто гостей, а Президента России В. В. Путина. Обеспечение стабильной обстановки было задачей номер один, и это было организовано на высочайшем уровне. В театре установили два металлоискателя, как в аэропорту. А в день концерта, 26 августа, территорию театра оцепили и на входе на эту территорию установили металлоискатели и новейшее оборудование камеру, которая идентифицирует личность, определяет человека по углам глаз.
Я предполагал ранее, что гостей на концерте будет немного, будет больше людей из спецслужб и личных телохранителей глав государств. Но на самом деле гостей было много, и зал был полон. Настоящий аншлаг.
Попав в само здание театра, я почувствовал себя немного неуютно. Ведь столько милиции я в жизни не видел! А к их числу прибавились ещё и люди МЧС.
Забыл сказать: центр города вообще отцепили и транспорт объезжал эту территорию. Людей без пропусков не пускали. А наши инструменты досматривали на каждом шагу.
Вспомнился эпизод из детства.
Раньше футляры для скрипок выпускались в стандартных фигурных изогнутых формах. (Вспоминаю песню: «Изгиб гитары жёлтой я обнимаю нежно » такой же изгиб присутствует в скрипичных футлярах.)
А в начале 90-х начали выпускать квадратные. И многие милиционеры на улице начинали привязываться со словами: «Что в кейсе?» Бывало, настолько надоедают, что отвечали: «Что-что Да Пулемёт! или даже круче гранатомёт!»
Наш концерт транслировался по телевизионному каналу «Культура» в прямом эфире. Перед началом торжества выступил Президент РФ В.В.Путин. Затем Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев. Вслед за ними выступил с поздравлениями Президент Казахстана Н. Назарбаев.
Самым незабываемым было выступление Владимира Владимировича Путина. Он заговорил по-татарски! Зал взорвался аплодисментами!
Это Вам не немецкий и не английский! Татарский действительно трудный язык, а главная трудность в произношении. Длинные слова, чередование твёрдых и мягких согласных в одном слове выведут любого из себя. Владимир Владимирович очень сильно волновался. Я сидел в оркестровой яме напротив него, в восьми метрах, и это было видно. Потому что от волнения Путин начал делить одно слово на два, а то и на три. Но всё-таки он молодец! Произнёс такую огромную речь, и это было действительно его премьерой на татарском!
В концерте приняли участие известные солисты нашей страны, из других регионов и зарубежных стран. По каналу «Культура» концерт вёл Святослав Бэлза. Он специально приехал в наш город.
Мне более всего понравилось и запомнилось выступление Татарского государственного ансамбля песни и пляски. Живая, заводная музыка, песни и танцы проникновенно подействовали на меня. Какие красочные костюмы! Как здорово отточено их мастерство!
Но и мы в стороне не остались! Сцена из оперы «Борис Годунов» (коронация), «Кантата» Н. Жиганова, сцена из балета «Вальпургиева ночь», сцена из оперы «Аида» под руководством итальянского дирижёра Марко Боэми и другие шедевры мировой классики. Всё было на уровне!
Ещё что меня удивило и порадовало это новое осветительное оборудование нашего театра. Какие сочные краски! То сочно-зелёное, то оранжевое, то голубое, даже бирюзовое! Плавные переходы цветовых гамм производят неизгладимое впечатление.
Я, человек, побывавший на многочисленных гастрольных турне по разным странам, ещё ни разу, ни в одном театре не встретил такого класса осветительного оборудования. Как говорили в старину «яркий свет и огни рампы» остались уже позади, в ХХ веке. А сейчас уже ХХI век! И это действительно чувствуется. На дворе 2005 год и незабываемое событие: 1000-летие Казани
Продолжение следует