Случился тут у меня недавно день рождения. И все бы ничего, но после отмечания своего, вдруг узнаю, что у моей клиентки тоже праздник. Правда в ее фирме
Чтобы это понять, я попробовала пойти от обратного и составить список предметов, которые дарили МНЕ мои клиенты или работодатели. Понимаю, что он будет звучать несколько странно, но это на первый взгляд…
Начнем с подарков, которые презентовали клиенты:
- Шоколадки — всех фасонов и размеров. Старая добрая советская традиция — дарить шоколад и конфеты в коробках людям, которые тебе
что-то делают. - Специи. Клинты занимались специями и подарили мне целую упаковку специй своего производства. Съела.
- Прихватки для кухни. Подарили, когда хотели склонить меня к скидке — уступила. Но чуть чуть. Растаяла…
- Косметику. Ну здесь люди подошли очень профессионально — они всем, кому нужно, дарили так называемые пробники с косметикой, которой торговали. Крема, гели и прочее — все в красивой упаковке, очень хорошего качество.
- Шампанское. Ну к
какому-то празднику. Наверное, к Новому Году… - А сейчас, внимание, веселый подарок — упаковку резиновых медицинских перчаток в количестве 100 (!!!) штук. Раздала всем, кто со мной работал. Все-равно остались.
- Ручки, пакеты, зажигалки, кружки и календари всех мастей — не в счет. Это стандартный набор. Среди него, правда, очень порадовали офигительный блокнот в кожаном исполнении и кожаная же визитница с кнопкой. Красивые вещи.
- Радиодетальки. Серьезно, после фотосъемки для каталога, клиент вручил их мне целый мешок.
Подарки, которые мне дарило руководство немногочисленных фирм, где я успела поработать, тоже не отличались разнообразием. Но все-равно приятно, когда о тебе думают.
- Опустим те же ручки, календари и прочие любимые корпоративные сувениры (
почему-то все это преподносится с особым пиететом). - Куклы.
Да-да . Во множественном числе. Разные — маленькие, большие, гипсовые скульптурки и тряпичные. - До сих пор храню огромную визитницу — визиток этак на 1000. Размером с блокнот больше А4 формата. Из кожи.
- Посуду, кружки и прочее.
- Копилку. Нам их тогда преподнесли всем к
8-му марта. А что, с намеком — менеджеры, зарабатывайте нам деньги!
Так что на основе собственного опыта могу сказать, что клиенты стараются подарить то, что продают (и ничего плохого в этом нет! Даже наоборот, начинаешь понимать, с чем работаешь). А вот родная фирма обычно редко бывает оригинальна — все подарки к Новому Году или дню рождения буквально вымучиваются из головы руководства. Но внимание приятно, в любом случае.
P.S. Вопрос: дарить или не дарить уже давно не стоит. Если у вашего любимого клиента или сотрудника намечается день рожденье, юбилей или хуже того Новый Год — дарить
Ваша Надежда Владимировна Фидельская.
www.nafik.ru