Американская певица и актриса Криста Белл выступит в начале ноября с концертами в питерском «Космонавте» и столичном «Известия Hall». В ожидании выступлений культовой героини андеграунда и музы великого режиссера Дэвида Линча «Известия» поговорили с ней о символике розы, кладбищенском деле и новом альбоме.
— Ваш последний альбом с музыкальной точки зрения куда более обычен и привычен для массового слушателя, чем ранние проекты, — некоторые песни можно даже назвать танцевальными. Что это — признак зрелости или приходится приспосабливаться к обстоятельствам?
— Как на нее ни смотри, но моя последняя запись кажется более дикой и странной, чем мои прежние начинания. Я впервые занялась изысканиями в оттенках диско, постпанка и даже психоделии. Вот так нынче цветет мой цветок! Новые цвета, очертания и текстуры — я пробую всё. Было здорово работать над ним, и музыка получилась правильной. Но, конечно, присутствовал и аспект зрелости, давшей мне уверенность выйти к публике с чем-то совершенно отличным от того, что было раньше.
— В ваших текстах всегда присутствуют символизм и мистика — интересуетесь оккультизмом?
— О да — если под оккультизмом понимать любопытство к изучению эзотерических тем и практик, альтернативных способов исцеления тела и сознательных усилий к связи с высшими аспектами самости. Да.
— «Голубая роза» из одноименной песни — это отсылка к Теннесси Уильямсу или Дэвиду Линчу?
— Определенно к обоим.
— У вас вообще какая-то страсть к розам — лейбл, на котором выходят ваши записи, называется Rose Noire. Вам нравится мистическая составляющая символики — приходит на ум, наверно, алхимия — или просто любите в саду копаться?
— Я полностью принимаю и понимаю мистический аспект символики розы. Кроме того, роза — подчеркнуто женственна. Ее ассоциация с романтической любовью всеми принята и всем понятна. Розу легко отыскать. Но она всё равно исполнена мистического смысла. То, как Франсуаза Арди поет Mon Amie La Rose («Мой друг роза», песня Сесиля Колье и Жака Лакома, записанная Арди в 1964 году. — «Известия»), высвечивает эфирную и эфемерную природу жизни через образ розы. Роза пышная и хрупкая, неотразимая и вечно раскрывающаяся, пока не отцветет. И, конечно, я люблю гулять по розовым садам. Но выращиваю ли я розы сама — или собираюсь этим заняться? Нет, я пишу о них песни.
— Одна из самых красивых песен на альбоме, на мой взгляд, это Red Angel («Красный ангел»). Так же зовут и таинственную сущность в последнем сериале «Стартрек». Вы любите научную фантастику?
— Спасибо! Мне эта песня тоже очень нравится. Она основана на конспирологической теории, связанной с записью голоса потерявшейся на орбите русской женщины-космонавта, сделанной братьями Юдика-Кордилия в 1963 году. Если слушать внимательно, то в глубине трека можно услышать этот голос.
— Правда ли, что вы владеете частным кладбищем? Это чисто коммерческое предприятие или как-то связано с вашими духовными исканиями?
— На нашем зеленом кладбище, которым мы владеем и управляем вместе с моей матерью Санни Маркхем, приветствуются все вероисповедания. Оно называется «Кантрисайд Мемориал парк» и находится в центральном Техасе, между красивых холмов. Единственное требование к захоронениям — ваше тело не должно подвергаться бальзамированию и вас захоронят в 100-процентно биоразлагаемом контейнере или просто в саване, без гроба или другой «упаковки». Это простой и совершенно естественный способ вернуться к земле. Если пожелаете, на могиле посадят растение или дерево (может быть, розовый куст?). Если же захоронение нужно для целой семьи, то мы сажаем дерево в центре, и все вместе они в буквальном смысле создают фамильное древо. Этот бизнес оставил мне отец. Он неординарно мыслил и был довольно странным человеком.
— Песня 52 Hz, очевидно, посвящена самому знаменитому морскому млекопитающему, которого никто никогда не видел. И она, конечно, — страстный гимн одиночеству и отчуждению. Вы сама по натуре одиночка?
— Я одиночка, которая любит людей. Я единственный ребенок в семье и была совершенно счастлива сама с собой, но я люблю сотрудничать с другими — во всех областях.
— И всё же, как девушка из Техаса познакомилась с одним из самых странных гениев современности и стала его, как пишут на афишах, музой и вдохновительницей?
— Ну, в конечном счете, ответ один — судьба, не так ли? Но строго технически знакомство стало возможным благодаря моему тогдашнему менеджеру Баду Прагеру, он умер 10 лет назад, и агенту по имени Брайан Лукс, с которым он меня познакомил. Агент хорошо знал Дэвида, и ему показалось, что у нас с Дэвидом получится прекрасное сотрудничество. К счастью. Он оказался прав.
— Каковы плюсы и минусы работы с Линчем — на съемочной площадке или в студии?
— Наверно, вам не понравится ответ, но плюсы начинаются с момента, когда ты подбираешься к нему поближе. А минусы в том, что приходится уходить!
— В одной из серий третьего сезона «Твин Пикс» в «Доме у дороги» играет песня ZZ Top — довольно странный выбор и для Линча, и для программного директора столь известного своей изысканной музыкальной политикой заведения. Это Линч так подшутил над вашими техасскими корнями?
— (Смеется.) Понятия не имею! Вам лучше спросить Дэвида.
— А вам, судя по общему настрою песен, должна нравиться Кейт Буш.
— Да. Это так, безусловно.
— Вас правда назвали в честь прекрасной леди Кристабель из баллады Кольриджа? Просто на вас, по-моему, больше походит другая героиня баллады — Джеральдина.
— Ха-ха, да, понимаю! Меня правда назвали в честь Кристабель. Но и имя Джеральдина мне подошло бы.
— Криста Белл на сцене сильно отличается от Кристы Белл дома?
— И да, и нет. Когда надеваешь свитер в блестках или платье в обтяжку и выходишь на каблуках перед слушателями, что-то во внутренней химии сдвигается, для того, чтобы всё это сработало и имело смысл. Но всё время быть «включенной» нельзя. Просто выгоришь и всё. Чтобы делиться эмоциями, и излучать, и фокусироваться, растворяясь в настоящем моменте, нужна определенная энергия. В конечном счете, это представление, но такое, которому я отдаю сердце и душу и ради которого и впрямь живу.
— Вы считаете себя в первую очередь музыкантом или актрисой?
— Музыкантом, автором песен и исполнителем. Мне нравится актерское ремесло, и я отношу его к категории исполнительского искусства.
Владислав Крылов