Когда проект «ЯАVЬ» тихо дебютировал с первым синглом, все, кто его слышал, сказали: «Это Ёлка, что ли, поёт?» Чёткого ответа не последовало, и про проект, честно говоря, забыли. Теперь он выпустил первый полнометражный альбом. Ёлка не скрывает, что это она, впрочем, и не устраивает масштабных пиар-кампаний своему экспериментальному творчеству.
Почему нужно было маскироваться под странным названием и обложкой с искажённым лицом, становится понятно после прослушивания «Яви». Включи певица эту работу в официальную дискографию и выпусти её под именем Ёлки, публика имела бы полное право обиженно спросить: «Что? А где мелодии и хиты?» Электроника, трип-хоп и русалочий вокал тоже по-своему хороши, но только в сегменте фоновой музыки. Из большой любви к голосу Ёлки этот альбом послушает больше народа, чем другие пластинки данного жанра, но у слушателей всё равно останутся двойственные впечатления. Стоило ли расходовать этот вокал на псевдомодные электронные звуки, и кто бы ходил на концерты Ёлки, если бы она пела вот такое?
Неладное можно почувствовать уже при взгляде на трек-лист. Посмотрите в конце этого текста - названия песен вполне себе обычные, вот только набраны они целиком прописными буквами. Это сейчас считается модным: многие фрэшмены, особенно из рэперов, предпочитают писать список песен на своих альбомах именно таким образом. Мало того, что это противоречит правилам языка и раздражает, так ещё довольно часто срабатывает формула «чем крупнее буквы, тем мельче песни». А в случае Ёлки такое написание может вызвать неуместные мысли о тех временах, когда начинающую урбан-певицу из Ужгорода продюсировал Влад Валов. После «Прованса», ещё полдюжины хитов и демонстрации умения Ёлки работать в любых эстрадных жанрах о старте её карьеры почти не вспоминают, но тут вот выскочило неожиданное напоминание.
Нет, к хип-хопу «Явь» отношения не имеет, она скорее напоминает творчество FKA Twigs, только на русском языке. Хотя какая, в принципе, разница, на каком языке произносить абстрактные тексты, не имеющие самостоятельного смысла? Ёлка изо всех сил старается петь максимально монотонно, но сбивается, добавляя вокальных переходов. Слушатель в такие моменты немного просыпается, но мигом засыпает обратно, убедившись в том, что переходить там особенно некуда. Тут нет и ещё многого, из чего состоит певица Ёлка: нет очаровательной угловатости, самоиронии, хитового чутья, мелодий, которых приятно исполнять и артистке, и её зрителям. Почему-то в экспериментальном альбоме певица отказалась от своих главных козырей, взамен предложив слушателю только голос и спорный аккомпанемент. Довольно красиво, но как-то пусто. Правда, никто и не обещал, что будет легко: чего стоит одно только название проекта.
Алексей Мажаев, InterMedia