Российский зритель разочаровался в отечественном кино. Тема так горяча, что ее обсудили в Госдуме. Круглый стол был инициирован Первым каналом.
По словам участников, ситуация в отрасли непрогнозируема, политика госфинансирования кинематографа неэффективна, подходы к производству неработоспособны. Итог — фильмы не вполне кондиционного качества.
«Устрашающее количество посредственных фильмов, произведенное в последние годы, не в последнюю очередь обязано своим существованием государственной поддержке, — возмущался продюсер Анатолий Максимов. — Производителю просто дарят миллион долларов, после чего он часто теряет интерес к тому, будет ли его фильм успешен у зрителей. Побочный эффект этих вливаний — инфляция цен в производстве фильма».
И даже зритель-патриот, что готов рублем поддержать киноотрасль, сделать этого не может. Вокруг стеной стоят пираты, услужливо предлагающие дешевые DVD и подкладывающие под руки доступные торренты — качай, товарищ, свежее кино: от «клубнички» до арта.
Куда податься? Не последние люди в отрасли уповают на премьера. Видимо, сегодня лишь Владимир Владимирович способен защитить от «не тех людей», которым задолжали отечественные продюсеры.
Среди главных причин нынешнего коллапса киноиндустрии — отсутствие единого электронного билета, а значит — системы учета проданных билетов… Налаженный непрозрачный метод продаж (а значит, и отчислений в пользу производителя) устраивает многих. Вот почему долгие годы тормозится введение электронного билета.
О его необходимости год назад говорил премьер Путин, есть его поручение к министерствам. Единый билет обещан к 1 января 2010 года. Но, похоже, ведомствам и законодателям… не успеть.
По словам председателя Комитета Госдумы РФ по культуре Григория Ивлиева, выразившего позицию законодателей, «есть два проекта в Думе на эту тему. Но поддерживает ли нас общество? Наша попытка провести закон о едином билете в Думе упирается в непонимание многих политиков — насколько единый билет соответствует нашим рыночным механизмам? В том виде, в каком эти проекты гуляют по кабинетам Госдумы, их не пропускает думский финансово-экономический блок. Думские экономисты не понимают механизмов финансового контроля: куда направляется выручка, какова нагрузка для бизнеса? Точно ли этот механизм способствует развитию производства? На решение проблемы электронного билета необходимо от 30 млн до 70 млн рублей, и ориентировочно система может быть введена в действие через
Так и тянется эта резина.
А кассиры пока вольны
Но дело не только в гигантской финансовой прорехе. Без системы ЕЭБ сегодня не увидеть реальной картины бокс-офиса.
В перспективе после внедрения электронного билета все 1900 экранов (около 750 кинотеатров) будут пересылать данные о проданных билетах через интернет в единый центр, что позволит вывести из тени около 30% выручки. Но есть и проблемы, связанные с нововведением. Кинотеатры в российской глубинке, не оборудованные компьютерами, в случае введения электронных билетов могут закрыться. А киноплощадок у нас и так постыдно мало (для сравнения: в США сегодня более 35 тысяч экранов). И все же для того, чтобы систему показа совершенствовать, необходимо сделать ее прозрачной.
Есть два серьезных довода, способных убедить соотечественников вернуться в кинотеатры. Первый, всем очевидный, — делать кино приличного качества. Проблема эта требует срочного и системного решения. А второй… Понизить стоимость билета (не важно какого, бумажного или электронного). Не каждому студенту по средствам пригласить девушку на вечерний сеанс и заплатить
Комментарии
Система электронного билета уже работает в тестовом режиме в кинотеатрах крупнейшей прокатной сети «КАРО Фильм». Комментирует генеральный директор «КАРО Фильм» Игорь Ильчук.
— Сколько кинотеатров в вашей сети?
— На сегодняшний день — 33. Из них 19 кинотеатров в Москве и области, 8 — в Санкт-Петербурге, 6 кинотеатров в регионах. Общее число зрительных залов — 163.
— По чьей инициативе проводится эксперимент с введением электронного билета?
— Представление отчета о проданных билетах уполномоченным государственным органам и внедрение так называемого единого электронного билета является приоритетным направлением для сети кинотеатров «КАРО Фильм», поэтому мы принимаем активное участие в мероприятиях по созданию автоматизированной системы учета проката — на базе одного из наших кинотеатров проходит отлаживание технического и программного обеспечения, и в настоящее время вся необходимая информация передается в Министерство культуры.
— Сроки окончания «испытаний»?
— Проект будет продолжаться до момента внедрения единого электронного билета на всей территории России.
— В чем преимущества единого электронного билета помимо прозрачности выручки?
— Можно в оперативном режиме получать информацию о кассовых сборах, наличии прокатных удостоверений, а также данные о «происхождении» фильма, увидеть портрет аудитории по каждому отдельному региону, а также понять, какие кинотеатры больше нравятся зрителям.
— До внедрения электронного билета у вас была
— Мы работаем так: охранник в зале считает по головам зрителей на выборочном киносеансе и сверяет их количество с проданными билетами. Если есть несоответствие — звоним билетеру. Кроме того, как до электронного билета, так и сейчас сеть «КАРО Фильм» использует современные телекоммуникационные и информационные технологии для подробного учета статистики продаж, что позволяет нам получать исчерпывающую информацию о выручке, количестве зрителей, пришедших на сеанс, а также о стоимости билетов в любом из наших кинотеатров в любой период времени.
— Возможно ли введение электронного билета к 1 января 2010 года?
— Допускаю такую возможность.
— Готовы ли заинтересованные компании вкладываться в эту дорогостоящую систему, или это забота исключительно государства?
— Считаю, что заинтересованные компании не должны финансово поддерживать эту инициативу. Ее внедрение должно финансироваться государством.
Лариса Малюкова