Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Это сладкое слово…

Поговорим сегодня о свободе…

Известно выражение: «Моё право размахивать кулаками закачивается там, где начинается нос соседа». Афоризм «переводной», американский.

Да, если бы люди помнили этот простой постулат. Вот единственное ограничение свободы. Все другие ограничения — от лукавого. Но сколько копий сломано, сколько загублено жизней из-за того, что люди считали себя вправе навязывать другим своё определение свободы…

Есть преступники, которые считают себя свободными от общества, от морально-этических обязательств перед другими людьми. Им «всё дозволено». И в этом плане они, конечно, свободны. Но их свобода… Да, рано или поздно она кончится «там, где начинается нос соседа».

Начал писать про преступников — и вспомнилось мне из Набокова:

«Я подумал, что могу, если захочу, выбежать сейчас на улицу, с непристойными словами обнять любую женщину, застрелить всякого, кто подвернётся, расколошматить витрину… Фантазия беззакония ограничена — я ничего не мог придумать далее».

Фантазия беззакония ограничена… И свобода беззакония ограничена. Не так ли?

Свободу вообще всегда что-нибудь да ограничивает. Интересно было бы обсудить феномен «абсолютной свободы». Может быть, абсолютная свобода — это возможность реализации абсолютно любых желаний? И значит, чем больше желаний сможет реализовать тот или иной человек, тем ближе он к этой абсолютной свободе — которая тем не менее недостижима как горизонт?

А ещё есть такое понятие, как «внутренняя свобода». Независимость мысли, скажем, при тоталитарном строе.

Свобода всегда ассоциировалась с полётом, и наоборот. Полёт — свобода от земного притяжения. Впрочем, и эта свобода тоже относительна… Процитирую «Занимательную физику» Якова Перельмана, известнейшего популяризатора науки:

«Быть лёгким не только как пушинка, но и стать легче воздуха [пушинка, вопреки распространенному мнению, не только не легче воздуха, но в сотни раз тяжелее его. Парит же она в воздухе лишь потому, что обладает весьма большой поверхностью, так что сопротивление воздуха ее движению велико по сравнению с ее весом], чтобы, избавившись от докучных оков тяжести, свободно подняться высоко над землей, куда угодно, — вот мечта, которая с детства кажется многим заманчивой. При этом обыкновенно забывают об одном — что люди могут свободно двигаться на Земле только потому, что они тяжелее воздуха. В сущности, „мы живем на дне воздушного океана“, — как провозгласил Торичелли, и если бы почему-либо мы сделались вдруг в тысячу раз легче — стали бы легче воздуха, — то неизбежно должны были бы всплыть к поверхности этого воздушного океана. С нами случилось бы то же, что произошло с пушкинским гусаром: „Всю склянку выпил; верь не верь — но кверху вдруг взвился я пухом“. Мы поднялись бы вверх на целые километры, пока не достигли бы области, где плотность разреженного воздуха равна плотности нашего тела. Мечты о свободном витании над горами и долинами рассыпались бы прахом, так как, освободившись от оков тяжести, мы сделались бы пленниками другой силы — атмосферных течений».

Но, конечно, говоря о полёте, мы обычно имеем в виду полёт не в буквальном смысле. Полёт мысли, полёт фантазии, полёт любви.

А вот определение свободы от Тины Госс, завсегдатая нашего форума:

«Свобода — это комфортабельное бытиё человека в обществе и комфортабельное принятие его обществом.

Как многообразно бытиё, так и многообразна и свобода. Есть свобода передвижения в масштабе планеты, есть свобода мысли, есть свобода материальная и есть свобода слова и печати…

Наличие всех компонентов является той свободой, о которой мы говорим.

Человеку должно быть удобно в обществе и обществу должно быть удобно с этим человеком«.

Как вам последняя фраза? Вроде всё правильно. Или тоже всё относительно? Какому обществу должно быть удобно и с каким человеком? Так, советское общество — это одно, западное общество — это другое, современное российское общество — это третье.

Есть понятие «неудобный человек». Часто так говорят о людях странных, сложных, капризных, талантливых, неординарных. Такие люди часто получают признание, лишь уйдя из жизни. Обществу было с ними неудобно, но польза от них обществу оказалась огромной. И, конечно, неудобные люди этого плана были внутренне свободны; эта свобода и входила в противоречие с определёнными общественными нормативами.

Такие личности обычно готовы сражаться за свои идеалы до последнего и могли бы сказать о себе словами одного из героев Набокова:

«Я гибну лишь за себя, за свое благо и истину, за то благо и за ту истину, которые сейчас искажены и попраны во мне и вне меня, а если кому-нибудь они столь же дороги, как и мне, тем лучше; если же нет, и родине моей нужны люди другого склада, чем я, охотно мирюсь со своей ненужностью, а дело своё всё-таки сделаю».

Ответственность… Но перед кем? Перед собой в первую очередь.

«Себе лишь одному служить и угождать», — писал А. С. Пушкин. Такую свободу он считал самой лучшей, высшей.

Недорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспаривать налоги,

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне — свободно ли печать

Морочит олухов иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Все это, видите ль, слова, слова, слова.

Иные, лучшие мне дороги права;

Иная, лучшая потребна мне свобода…

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно?.. Бог с ними! Никому

Отчета не давать; себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, не помыслов, ни шеи,

По прихоти своей скитаться тут и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Безмолвно утопать в восторгах умиленья —

Вот счастье! Вот права!

Но есть древняя и по сей день популярная идея о том, что любой человек изначально порочен (идея первородного греха) и нуждается в системе запретов и ограничений. Если всё разрешить, считают сторонники этой идеи, то человечество непременно погрязнет в насилии и разврате, а в конечном итоге самоуничтожится. Нужна жёсткая система запретов и наказаний. Так можно обосновать (и обосновывали, и будут обосновывать впредь) любое «закручивание гаек» во все времена.

Марксисты в своё время постановили: «Свобода — это осознанная необходимость». Хотя понятно, что необходимость — это нечто противоположное, это как раз отсутствие свободы.

Вспомнил я, как двадцать с лишним лет назад обменял около одной из московских гостиниц у американской туристки значок с изображением Ленина на значок с изображением Статуи Свободы. (Примерно такую же процедуру вскоре проделала вся наша страна, не так ли?) Многое можно по этому поводу написать. Свобода в понимании советского человека, идеализация и фетишизация Запада как свободного общества… Но тема эта довольно специальная.

И ещё. Свобода — это любовь. Любовь — это свобода. Не так ли?

С другой стороны, как поётся в одной песне, «Тебе и небо по плечу, но я свободы не хочу — не оставляй меня, любимый». Что ж, снова разные определения свободы, и снова лишний раз понимаешь: свобода у каждого своя. Но ведь всё на этом свете «у каждого своё».

Каждый выбирает по себе

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

Каждый выбирает по себе.

Свобода от греха, свобода для греха, свобода греха… И понятие греха, которое также у всех своё.

Сложим, как мозаику, определение свободы.

Ваш Роман Олегович Иванов

1104


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95