Признаться, от заветного слова «Мотор!» у нас даже сердце замерло… Аппаратная. Шумно, многолюдно. Режиссер (громко): «Десять секунд, начинаем на первую камеру!» Проходит несколько секунд. Режиссер (еще громче): «Внимание, сервер! Приготовились... Заставка, мотор!!! Первая камера... В кадре!»
Студия. Тишина, прохладно. Ведущий, улыбаясь: «О самом важном — в прямом эфире! Здравствуйте!» С этой незатейливой, в общем-то, сценки на любом телеканале начинается прямой эфир. Это нам, простым зрителям, кажется, что ведущий просто сидит за столом и сообщает новости. На самом же деле за ним — слаженная работа как минимум пары десятков человек: от режиссеров и операторов до монтажеров и редакторов.
Сердце телеканала — так называемый аппаратно-студийный блок, или, проще говоря, АСБ.
Обычно это два отдельных помещения: сама студия, где работают ведущий, операторы и осветители, и аппаратная, где сидят все остальные, а именно — режиссер с парой ассистентов, редактор по титрам (отвечает за то, чтобы все имена и подписи на экране были без ошибок), звукорежиссер, оператор телесуфлера (важный человек, между прочим) и, конечно, шеф-редактор программы.
СМОТРИ, НЕ ПЕРЕБЕРИ!
Шеф-редактор (или просто «шеф») — человек очень важный и занятой. Он — «царь» программы, но не только властвует в ней, но и отвечает за нее головой. Поэтому, когда в аппаратную на эфире приходят разные люди и пытаются с шефом заговорить, от него можно услышать много… добрых и ласковых слов.
Задача шеф-редактора непосредственно во время эфира следить за смысловой составляющей программы и за хронометражем. Если, например, в программе «перебор» (смотрите наш словарик!), он может снять какую-нибудь не очень интересную новость.
Если «недобор» — попросит ведущего говорить помедленнее и побольше. Если так сюжет не растянуть, может попросить вставить в выпуск прежде «отодвинутую» новость.
Параллельно шеф-редактор следит за новостной лентой (если это, конечно, новостная передача) и в случае чего может оперативно добавить в выпуск какое-нибудь сообщение.
Вы наверняка замечали, что ведущие порой неожиданно начинают чуть сбивчивым голосом говорить: «И вот только что нам поступило срочное сообщение…» Это как раз и есть та ситуация, когда шеф ему в «ухо» сообщил новость, и ведущий теперь должен пересказать ее без суфлера. Напомним, «ухо» — это незаметный, обычно прозрачный, наушник, с помощью которого с ведущим поддерживают связь.
ВОЗДУХУ ЧЕЛОВЕКУ НАДО, ВОЗДУХУ!
Режиссер — тоже царь, но несколько иного рода. Если за шефом слова, то за ним — картинка. И хотя в большинстве программ он формально подчиняется шеф-редактору, обычно они в дела друг друга не лезут. На этапе подготовки к эфиру режиссер, в частности, руководит монтажерами: иногда дает прямые указания, иногда просто отсматривает готовый видеоматериал и либо принимает их, либо отправляет на доработку. Так или иначе, если с видео возникнут какие-то проблемы (например, картинка будет плохого качества или застынет в неподходящий момент), то спросят в первую очередь с режиссера, а уж он потом даст на орехи всем остальным.
Во время эфира режиссер превращается в своего рода постановщика. Обычно в студи несколько камер, чтобы ведущего можно было разглядеть в разных ракурсах. Это разнообразит картинку и делает ее «живее».
Режиссер, ориентируясь по ситуации, выдает в эфир вид с той или иной камеры и командует ведущему, в какую смотреть в данный момент.
За камерами в студии стоят операторы, они тоже подчиняются режиссеру. Когда в эфире идет какой-нибудь репортаж или реклама, он говорит операторам (к примеру): «Первая камера покрупнее, третья — больше воздуха над головой». Это значит, что оператор первой камеры должен чуть-чуть «приблизить» картинку, а оператор третьей — приподнять ее, чтобы сделать побольше зазор между головой ведущего и краем кадра (этот зазор, собственно, и называется «воздухом»).
НЕ КОЧЕГАРЫ МЫ, НЕ ПЛОТНИКИ
Теперь перенесемся на полчаса-час в прошлое и зайдем в монтажку, где из огромного объема разного видео получается та красивая картинка, которую мы потом видим на экране.
Кстати, монтажеры очень обижаются, когда их называют монтажниками. Говорят, что «клеить планы» — это не кондиционеры на арматуру вешать.
А, собственно, что такое «клеить планы»? Это довольно непростое ремесло, сродни искусству. План — это кусочек видео, например, проход премьер-министра за трибуну.
Склейка — это соединение двух планов в одну «монтажную фразу». Высший пилотаж — смонтировать материал так, чтобы зритель даже не задумался, что здесь что-то с чем-то «склеивалось», а воспринял видеоряд как одно целое. Так обычно и получается, поэтому похвала за хорошую работу монтажерам достанется только от профессионалов.
А вот если они допустили ошибку (например, поставили две панорамы города подряд), это сразу режет глаз.
Кроме работы с видео в монтажках занимаются и звуком: накладывают на репортажи закадровый текст и следят, чтобы везде, где это необходимо, был так называемый интершум — естественные звуки окружающей среды (на шоссе, например, это будет рев моторов и автомобильные гудки, а в лесу — шелест листьев и чириканье птиц).
Подготовив материал, монтажер показывает его режиссеру и, если тому все понравилось, выкладывает на эфирный сервер или записывает на кассету — в зависимости от того, по какой технологии работает канал.
О БЕДНОМ СУФЛЕРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
Казалось бы, такая мелочь... Ан нет! Телесуфлер — один из важнейших аппаратов в студии, ведь именно на него выводятся все тексты, которые ведущий читает в эфире. Современный суфлер — это уже не отдельный экран, как было раньше, и уж тем более не барабаны с бумажной лентой, а всего лишь компактная насадка на камеру. Экран, полупрозрачное зеркало плюс законы оптики — и вот ведущий уже не косит куда-то в сторону, а смотрит зрителю прямо в глаза. Управляет же суфлером либо сам диктор, либо специальный человек из аппаратной.
КАК ДЕЛАЮТ НОВОСТИ
Если АСБ — сердце телеканала, то мозг его, конечно же, ньюс-рум (от англ. news — новости, и room — комната, кабинет). Обычно это большое просторное помещение, где работают от пары десятков до сотен человек: редакторы, продюсеры, администраторы, а иногда даже компьютерщики (чтобы, в случае чего, далеко не бегать). Шумно, конечно, и человеку несведущему может показаться, что в такой обстановке просто невозможно работать. На самом же деле это очень удобно: во-первых, все рядом и не надо никуда звонить или бегать; во-вторых, атмосфера «муравейника» хочешь не хочешь заряжает рабочей энергией.
В ньюс-руме замыкаются все потоки информации: редакторы следят за новостными лентами и пишут тексты к эфиру, шеф-редактор составляет так называемую верстку выпуска (решает, какие материалы в него пойдут, в каком порядке и в каком формате), а потом читает и утверждает то, что написали репортеры. За соседним столом продюсеры, кажется, бесконечно разговаривают по телефону: организуют съемки, договариваются об аккредитациях и интервью.
Здесь же корреспонденты, вернувшись с места событий, пишут свои репортажи.
Кстати, о репортажах. Когда корреспондент оказывается «в поле», его задача — собрать как можно больше информации и взять хотя бы парочку так называемых синхронов — мини-интервью у участников событий. Эти «синхроны» — страшно важная штука, потому что без прямой речи любой, даже самый лучший, репортаж смотрится ну очень скучно. Также, если есть время и позволяет ситуация, корреспондент может записать «стендап» (не забудьте снова заглянуть в наш словарик).
Вернувшись со съемки, корреспондент отдает отснятый материал на обработку монтажерам, а сам садится писать закадровый текст. В зависимости от темы и формата передачи подготовка сюжета может занимать от пары десятков минут до нескольких дней. Готовый текст остается только утвердить у шеф-редактора, и можно идти «начитываться» (в другом варианте «наговариваться») в студию звукозаписи. Ну а потом последний этап — в монтажку, подбирать вместе с монтажером под закадровый текст подходящее видео, расставлять по местам «синхроны» и «стендапы».
РАБОТАЕМ «ВПРЯМУЮ»
Лучшее, что может быть на экране современного ТВ, — выход корреспондента в эфир прямо с места событий, в режиме реального времени. Это называется «прямое включение». Штука довольно волнительная, потому что именно во время прямых чаще всего отказывает техника и случаются какие-нибудь курьезы.
Чтобы обеспечить журналисту возможность включиться в эфир, нужна специальная аппаратура. Обычно это спутниковый передатчик и антенна. У многих каналов есть парк машин, «тарелки» и «флайки» (см. словарик); такие автомобили всегда выделяются в потоке и привлекают много внимания.
Прямое включение готовится, естественно, задолго до эфира: корреспондент определяется с темами, составляет план своего выступления, а ведущий — готовит вопросы. Часто связь через спутник бывает только односторонней, поэтому, чтобы слышать ведущего, корреспонденту в кадре приходится держать мобильный телефон.
Конечно, спутник не единственное средство связи. Канал «Москва 24», например, использует новую технологию передачи сигнала по сотовым сетям. Это, конечно, не так помпезно, как автомобиль со спутниковой тарелкой на крыше, зато удобно: передатчик умещается в рюкзаке у оператора. И пока все «флайки» конкурентов доедут до места по пробкам, корреспондент «Москвы 24» уже несколько раз успеет выйти в эфир.
Анастасия Жданова, Антон Воронцов