Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

За все ответил Вагнер

Вагнеровские майстерзингеры устроили погром на сцене Байройта

Вагнеровские майстерзингеры устроили погром на сцене Байройта Ирина Муравьева, Байройт Фестиваль Главным событием Байройтского фестиваля-2017 стала премьера "Нюрнбергских майстерзингеров" - оперы, которая для главного вагнеровского фаната Гитлера была своего рода музыкальным фетишем. В новом байройтском спектакле "Майстерзингеры" постановщик Барри Коски, руководитель берлинской Комише опер и первый в истории фестиваля еврейский режиссер устроил "нюрнбергский процесс" героям и самой музыке Вагнера. Разумеется, иронический.

Личность Рихарда Вагнера, его искусство, идеология, особенно его антисемитские высказывания всегда находились в зоне общественного внимания, особенно активизировавшегося к 200-летию Вагнера, вызвавшему шквал новых публикацией из истории байройтского фестиваля и вагнеровской виллы "Ванфрид" с их темным пятном личного покровительства фюрера и превращения байротского Фестшпильхауса в мекку Третьего Рейха.

К слову, в этом году в Байройте отмечают 100-летие Виланда Вагнера, внука Вагнера и фаворита Гитлера, сумевшего возродить фестиваль после войны и вернуть ему художественную харизму. По сложившейся традиции партитуру "Майстерзингеров" на байройтской сцене ставили только представители вагнеровского клана - Виланд, Вольфганг, Катарина Вагнеры. Впервые приглашенный постановщик со стороны - Барри Коски решил провести на байройтской сцене, своего рода, трип, путешествие в мир Вагнера, в то самое "байройтское начало", история которого в плоском идеологическом смысле оказалась связанной с Нюрнбергским процессом.

Гротескность этой формулы и тех клише, которые сложились вокруг имени Вагнера, Коски осознавал изначально, поэтому спектакль делал не в жестком политическом ключе, а в жанре "черной комедии" и виртуозного бурлеска. На сцене ожили картинки "пряничного" средневекового Нюрнберга и музейной виллы "Ванфрид" с ее историческими обитателями и гостями - Рихардом Вагнером, супругой Козимой, тестем Ференцем Листом и дирижером еврейского происхождения Германом Леви, другом Вагнера, который исполнял в Байройте премьеру "Парсифаля".

Под знаменитую увертюру к "Майстерзингерам" на прозрачном занавесе сцены появилась стартовая ремарка: 13 августа 1875 года, 12:45, температура воздуха 23 градуса по Цельсию, хозяин дома Вагнер возвращается с прогулки со своими черными ньюфаундлендами Молли и Марке, Козима мучается мигренью. И дальше в темпе водевиля понеслось представление - распахнулась дверь знаменитой гостиной виллы "Ванфрид", воспроизведенной на сцене с музейной точностью, с вагнеровским роялем Эрар и богатым книжным собранием в золотых переплетах на полках, в дверях появился сам Вагнер в бархатном берете и сюртуке, держа на поводке двух огромных ньюфаундлендов. За Вагнером вслед - Козима, тесть Лист с портретными гримом и длинными волосами, Леви, гувернантки - участники патетической суеты вокруг кумира. Вагнер, известный своей эгоманией, "солировал" в этой сцене без пауз, беспрерывно давая распоряжения, распаковывая коробки с новыми ботинками, демонстрируя новую шелковую шаль для Козимы, новый портрет Козимы. 

Барри Коски делал спектакль в жанре "черной комедии" и виртуозного бурлеска

Лист садился за рояль - хозяин тут же подыгрывал ему в "четыре руки", дирижировал, напевал, пока из рояля не выскакивали "вагнерианцы" в вагнеровских бархатных беретах - разного возрастного калибра, среди которых была, между прочим, и парочка совсем юных, усаживавшихся на колени к Листу и Леви, как в свое время сиживали на коленях у фюрера вагнеровские внуки - Виланд и Вольфганг.  Идиллию "Ванфрид" нарушала небольшая деталь - Вагнер и Лист, как и все прочие, потешались над Германом Леви, требуя чтобы тот крестился под торжественные аккорды вагнеровского оркестра. Ему также предписывалось сыграть роль в домашнем представлении - еврея Бекмессера в "Нюрнбергских майстерзингерах".

Леви сопротивлялся, но когда в гостиную высыпали, словно сошедшие с ренессансных полотен, "нюрнбергские горожане", Козима - в роли Евы, ее горничная - Магдалена, Франц Лист в роли отца Евы - золотых дел мастера Погнера, он поневоле включался в веселую катавасию, шумная беззаботность которой обрывалась финалом первого акта. "Кукольную" атмосферу "Ванфрид" неожиданно сменял суровый интерьер "зала 600" Нюрнбергского Дворца юстиции, где в 1945-1946 годах проходил международный судебный процесс над нацистскими руководителями - образ будущего, в котором старая романтическая вагнеромания мутировала в совсем иной формат.

Начиная со второго действия Коски вводил в спектакль острый гротеск, где любовные сцены Козимы-Евы и Вагнера-Вальтера, молодого рыцаря (в спектакле "Вагнер" появляется в двух образах - Вальтера в исполнении Клауса Флориана Фогта и "народного философа", башмачника Ганса Закса в исполнении Михаэля Фолле) усложнялись "антисемитским" дискурсом, иллюстрацией которого являлся член гильдии майстезингеров, писарь Сикст Бекмессер-Леви (блестящая актерская работа Йоханнеса-Мартина Кренцле). Тончайшие нюансы обнаруживали антисемитскую атмосферу, разлитую в сценах этого вымышленного Нюрнберга, где суетливый Бекмессер оказывался аутсайдером и танцевал гротескный фрейлехс, проецируя на свой образ дикие общественные предрассудки и антисемитизм, превращавшие его в жуткую живую карикатуру с огромной бутафорской головой из нацистского журнала "Штюрмер". Голова разрасталась в гигантский воздушный шар, зависающий над сценой Фестшпильхауса страшным озлобленным лицом еврея. Сцена заканчивалась "погромом", который устраивали нюрнбергские горожане, решившие проучить Бекмессера.

Коски мастерски соединял здесь комическое и страшное, игровое и идеологическое, гротескное и философское. При этом сама партитура звучала у дирижера Филиппа Йордана (худрука Парижской оперы) не привычно помпезно, а ясно, прозрачно и с такой разрядкой вагнеровских мелодических красот, что победа вагнеровской музыки над историей - будь то ХХ или ХХI век становилась, несмотря на сценические коллизии, абсолютно очевидной. Именно этой идее торжества вагнеровской музыки Коски и посвятил весь третий акт спектакля, где на нюрнбергском процессе ответчиком перед судом предстал сам Вагнер в образах Закса и Вальтера, сокрушая своих обвинителей чарующей красотой партитуры "Нюрнбергских майстерзингеров" и программной речью Закса о величии немецкой классической культуры, обращенной прямо в зал. Правда, нюрнбергцы  в спектакле торжествовали, изгнав Бекмессера со сцены. И этот месседж Коски заставил помнить о том, какую цену заплатила Германия за великие вагнеровские мифы.

Ирина Муравьева

Источник

489


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95