На фоне нашумевшего нового сезона "Черного зеркала", у знаменитого сериала вдруг появляется сильный новичок-конкурент...
Марк Максимов, редактор 1001.ru
Лучшие каналы США, Британии и Франции
При работе над «Молодым Папой» объединились американский HBO, британский Sky и французский Canal+ — впечатляющая коллаборация передовых телесил по обе стороны Атлантики. Первые два эпизода сериала были показаны на кинофестивале в Венеции, а премьера проекта в англоязычном мире состоялась на британском канале Sky Atlantic 27 октября. Американская аудитория сможет смотреть сериал на канале HBO только с середины января, а россияне скоро (дата пока уточняется) получат к нему доступ в «Амедиатеке». «Молодой Папа» уже продлен на второй сезон.
От режиссера «Великой красоты» и «Молодости»
Итальянский современный классик Паоло Соррентино, лауреат премии «Оскар» за драму «Великая красота», именуемый многими критиками новым Феллини, лично поставил все 10 эпизодов этого сериала (пока еще с приставкой мини-). Это его полноформатный телевизионный дебют, хотя еще до того, как стать режиссером, Соррентино работал над сценарием итальянского сериала «Команда». После показа в Венеции (площадь Святого Марка, кстати, задействована в самом первом кадре первого эпизода) многие рецензенты сравнивали «Молодого Папу» с «Карточным домиком», очевидно, ввиду того что тут тоже напрямую ставится вопрос о чистоплотности власть имущих вне зависимости от куда более важного религиозного контекста.
Хей, Джуд!
Иконоборческий понтифик Пий XIII сначала звался Ленни Белардо; он рано осиротел и вырос в монастырском приюте. Теперь он в свои 47 лет неожиданно оказался на папском престоле, но явно не выглядит растерянным. Он требует вишневую колу на завтрак, подговаривает священника шпионить для него на исповедях, курит в Апостольском дворце и вообще ведет себя, как будто титул понтифика для него — большая и увлекательная игра с коварными улыбочками, интригами и кознями. Джуд Лоу (который даже тут по традиции умудряется показать камере зад) играет, пожалуй, лучшую роль в своей жизни. Он молодой папа с замашками рок-звезды, из чьих уст вполне органично льются слова вроде Бэнкси и Daft Punk. При этом он также авторитарный правитель: недобрым тоном требует у своего госсекретаря налить ему американо и лично проверяет все подарки, приходящие в Ватикан (вроде австралийского кенгуру, которого папа выпускает бродить по саду и укоризненно пялиться на всех поверх кустов). Он настаивает на том, чтобы мир не видел его лица, а первую публичную речь новоизбранного папы с балкона читает в затемнении.
Мощный второй план
Сильвио Орландо играет кардинала Войелло — ватиканского госсекретаря, который привык быть в самом прямом смысле серым кардиналом. Его влияние в папском государстве настолько велико, что он даже следит за тем, с каким энтузиазмом его прихвостни смеются над его шутками. Новый папа с его революционным подходом к ведению дел с первых же минут становится Войелло поперек горла. Примерно там же у него размещается сестра Мэри (Дайан Китон), воспитавшая Ленни Белардо в монастыре и теперь прибывшая в Ватикан, чтобы служить советником Пию XIII. Этого же он хочет добиться от архиепископа Нью-Йорка Майкла Спенсера (Джеймс Кромуэлл), который и сам планировал стать папой, но удивительным образом проиграл выборы своему молодому протеже и теперь зол на всех. Ватиканский директор по маркетингу (да, и такое бывает) София в исполнении Сесиль де Франс от красивого папы в полном восторге и явно будет не против, если тот вздумает наплевать на обет безбрачия. Эстер (Людивин Санье), супруга охранника, выступает в сериале в роли соблазнительницы, но в сериале Соррентино нет стандартных ходов, и ее ждет совсем другое будущее.
Вопросы веры
Каким образом глава архиепархии Нью-Йорка оказался избранным папой римским — на этот вопрос Соррентино и его сценаристы отвечать не спешат. Также непонятно, что на самом деле в голове у Пия, какой у него план и вообще какая часть из всего происходящего — это театральное представление. Общую картину можно складывать лишь из коротких реплик и интерлюдий, которым режиссер нарочно не уделяет должного внимания. Стоит только понтифику, как здравомыслящему человеку, заговорить о сомнениях в существовании бога, ему в ответ тут же прилетает взгляд ошалевшего священника, у которого только что выбили почву из-под ног. При помощи папы Соррентино будто штопором вскрывает забродившее вино ватиканской фальши. Кажется, бунтарь с причиной в исполнении Лоу — это чуть ли не единственное, что осталось настоящего и неподдельного в этих мраморных залах.
Визуальное пиршество
Этот гипнотический гротеск снят постоянным оператором Соррентино Лукой Бигацци. В каждом кадре — от обнаженного тыла понтифика до геометрически точно освещенной площади — сквозит слегка пижонской непринужденностью. Большое внимание тут уделяется психоделическим и сюрреалистическим снам главного героя, благодаря которым папа предстает чуть ли не Антихристом во плоти. В каждой последующей серии открывающие титры выполнены не так, как в предыдущей, но они неизменно отличаются визуальной изобретательностью.
Повествовательная структура
Первая серия длится 1 час 53 минуты и представляет собой вполне законченное произведение. Она начинается и заканчивается грандиозным выступлением папы римского перед взволнованной толпой, собравшейся на площади Святого Петра. Две совершенно разные речи — текстуально, контекстуально, визуально — и при этом две такие важные и одинаково притягательные. Первая серия — это тщательное и завораживающее расставление фигур на доске, само по себе уже являющееся самодостаточным. Не удивляйтесь, если у вас после ее финальных титров возникнет вопрос: «Это же законченное кино. Что же они нам дальше будут показывать?» Но это была всего лишь затравка в виде бублика-обманки, выданная зрителю Соррентино и его сценаристами (главный среди которых — это соавтор Терри Гиллиама Тони Гризони). Дальше, собственно, начинается шахматная партия с хитроумными макиавеллиевскими маневрами. Этот сериал из тех, которые совсем не тянет смотреть запоем за один вечер, а напротив, хочется смаковать, рассматривая с лупой каждый кадр и выискивая скрытые смыслы в каждой реплике. Безусловно, одно из главных экранных произведений уходящего года.
Заира Озова