Современный учитель работает больше, чем на ставку, загружен внеклассной работой и подрабатывает репетиторством. Такой вывод сделали ученые Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, которые несколько лет подряд проводят мониторинг эффективности школ.
74 процента опрошенных педагогов считают, что работать стало труднее. Среди них большинство - старше 36 лет. В чем сложность? Стало больше бумаг, отчетов и организационной работы, надо готовить учеников к ЕГЭ, ГИА, обострились отношения между учителями и родителями. А вот информационная начинка современного образования - электронные журналы, дневники, презентации, интерактивные доски, онлайн-доклады никаких особых сложностей не вызывают.
Чуть больше половины педагогов считают, что требования к ним повысились. Но практически все признали: это связано с тем, что в современном обществе растет необходимость качественного обучения. Лишь 15 процентов сказали, что завышенные требования к ним предъявляются по прихоти директоров школ.
83 процента учителей рассказали, что стали более серьезно готовиться к занятиям. К сожалению, среди этих педагогов гораздо больше тех, что работают в городских школах. 74 процента педагогов отметили увеличение внеклассной работы. При этом среди сельских учителей оказалось больше тех, кто пожаловался на загруженность внеурочкой. Заметно выросла и учебная нагрузка. 14 процентов педагогов работают на два ставки, 46 процентов - на полторы. Особенно загружены учителя городских школ. Тем не менее каждый второй педагог подрабатывает репетиторством или ведет кружки и секции для детей.
Повышение зарплат, которое было гарантировано майскими указами, заметили подавляющее большинство преподавателей. Тем не менее 30 процентов сказали, что стали зарабатывать меньше. Особенно тревожная ситуация в Алтайском крае. Но есть регионы, где зарплаты значительно подросли. Например, Челябинская область. Сказались и меры поддержки молодых учителей, которые были предприняты в последние годы, чтобы омолодить педкадры. В итоге среди тех, кто ощутил рост своих доходов, гораздо больше молодежи, чем учителей за 50 и 60 лет.
Процент педагогов, которые получают стимулирующую прибавку к окладу, вырос, но сам размер прибавки, судя по опросам, уменьшился. Лишь половина преподавателей считают систему распределения надбавок справедливой. Правда, говорить открыто об этом многие педагоги не захотели даже в анонимном исследовании.
Как известно, все учителя обязаны проходить аттестацию. От этого зависит их квалификация и зарплата. 8 процентов уверены, что аттестация необъективна. Что интересно, тут мнение городских и сельских педагогов совпало. Люди старшего поколения чаще говорили, что показатели аттестации слишком формальны. Как ни странно, каждый третий уверен, что аттестация вообще никак не сказывается на профессиональной деятельности - ни авторитета, ни оклада не прибавляет. В городе таких пессимистов больше, чем в селе.
Ирина Борисова