«Твоя жизнь превратится в ад», поет Земфира в одной из своих последних композиций «Крым». Несмотря на название, в ней нет ничего о политической истории, связанной с полуостровом. Грустный трек посвящен несчастной истории любви, где рок-героиня повествует о том, настолько эта любовь невыносима. Фраза про ад неожиданным образом материализовалась в новой работе — анимационном клипе «Остин», снятом режиссером Алексеем Крупником и оператором Андреем Николаевым.
Главное разочарование: поклонники оказались лишенными счастья лицезреть любимицу, по которой, надо сказать, соскучились. Если не живое, то хотя бы анимированное изображение Земфиры многие надеялись увидеть до самой последней секунды ролика. Но увы… Расстроились и задумались: «коварство» артистки продиктовано, наверное, важностью месседжа, которым она решила поделиться с миром, мол, ничто не должно отвлекать от сути и содержания.
К столице Техаса с идентичным названием Остин, давно ставшей рок-н-ролльной Меккой, работа тоже не имеет никакого отношения. Главным героем видео стал дворецкий с таким именем, персонаж из детских игр для мобильных телефонов. Вполне себе в тренде. Сама игра — головоломка, сделанная в жанре «три в ряд». Суть в том, что игрок открывает новые локации и, собирая баллы на различных пройденных уровнях, получает возможность восстановить фамильный особняк.
Но не тут-то было. Земфира лишает дворецкого такой возможности и поселяет его в самый жуткий кошмар, где некогда светлое и уютное жилище абсолютно запущено, точка невозврата пройдена, дом восстановить невозможно, все рушится, в финале горит синим пламенем, а возлюбленная Кэтрин тает у Остина в руках (она, кстати, тоже реальный персонаж игры, как и плотник Робби, и многие другие второстепенные герои). В итоге, правда, «демиург» сжалился над бедным человечком, и оказалось, что все ему только приснилось. Он просыпается в чистом, красивом и ухоженном месте, вот только, кажется, совсем один.
Мрачность и депрессивность характерны для Земфиры. Ее творчество никогда не отличалось жизнерадостностью, но всегда задевало какие-то струны души слушателей, чем и отзывалось в них изначально. Нынешние образы и метафоры: «Чувствую себя скверно и все время хочу напиться», «Остин, откуда столько жестокости?» — вызвали сочувствие у той части слушателей, кто посчитал, что понял, о чем так мудрено идет речь — конечно, о текущем моменте. Посчитал, конечно, не без оснований. Другие сочли созданный Земфирой фантазийный мир статичным и далеким от реальности, упрекнув певицу в том, что прежде ее причуды, странные образы, метафоры все-таки теснее были связаны с жизнью, с ситуациями, которые близки не только ей, но и слушателю. Разные углы зрения и конфликтующие оценки, впрочем, тоже всегда были частью загадок, которыми Земфира так любит бередить сознание публики.
«Я давно играю в разные игрушки. Максимально незлобивые, комфортные, успокаивающие — они для меня как таблетка, — написала певица в соцсетях. — Можно часами жать на клавиши, собирать пазлы. Три в ряд — максимально просто. Другое дело — история Остина. Он, правда, раздражает меня своей стерильностью, упорядоченностью, всем своим существом, но он непременный персонаж в моей жизни, и я постоянно к нему возвращаюсь». Особое отношение к Остину, безусловно, чувствуется, как и то, что он ее ужасно раздражает, иначе за что на голову героя сыпется столько бед?
Учитывая, что артистка давно не баловала публику новыми работами, точнее, баловала очень дозированно, музыкальная составляющая новой работы вызвала не меньший интерес, чем «идеологическая часть». Прошлый альбом «Жить в твоей голове» вышел аж в далеком 2013 году. Потом были эксперименты с аранжировками, неожиданный электронный «крен» и пр., что, однако, оставляло у многих критиков ощущение недосказанности, особенно на фоне предыдущих свершений певицы и музыканта. В 2019 г. Земфира спела на концерте в Дубае две новые композиции «Abuse» и «Goodbye», вызвавшие крайне противоречивые эмоции у аудитории. Но по-прежнему каждого чиха артистки ждут с нетерпением, поскольку количество ее музыкальных «орденов» таково, что преданные поклонники, кажется, примут уже любое ее высказывание на ура.
Музыкально в «Остине» слышатся отголоски new wave 80-х — трендовой нынче забавы, а кто-то назовет это новым инди. От рока, с которым Земфира была тесно связана многие годы, даже от поп-рока, в композиции нет почти ничего. Звучание получилось сдержанным, мелодии и звуки повторяются без особого развития темы. Эстетский минимализм выглядит звуковым отражением мрачного окружающего мира, описываемого в треке, в котором столько скверны и жестокости. С другой стороны, не исключены подозрения в том, что певице стало просто скучно, она сказала главные слова и сыграла свою главную музыку в многочисленных хитах и теперь просто развлекается тем, что придумывает новые оригинальные ходы, играет со стилями, разгоняя хандру.
Работа вызвала разнообразные отзывы, по большей части восхищенно-хвалебные: «не нужно слов, это гениальный музыкант»; «с первого раза запомнилось, космическое, жизнь, имитация, мы в матрице. Земфира, люблю безмерно и безвременно»; «это офигенно: я — взрослая тетенька — пересмотрела (видео) много раз и не могу остановиться».
Породил клип и множество мемов, шуток со смешными фразами и забавными картинками, например о том, что Земфира сняла мультик про маленького лысого человечка, который никак не отремонтирует свой приморский апарт-отель. Фраза «ты бесишь меня, Остин» в этом контексте воспринимается как Эзопова оплеуха. Рената Литвинова поддержала боевую подругу в Инстаграме: «Выдающаяся, парадоксальная исповедь в двух куплетах — рассказанная жизнь, снова новая, бесстрашная быть другой, чужой, неудобной, необратимо противоречащей и до самого конца искренней, честной».
В любом случае реакция — это всегда лучше, чем ничего, а клип Земфиры не оставил никого равнодушным. По ее словам, композиция войдет в свежую пластинку, которая наконец готовится к выходу. В какие музыкальные края в конечном итоге заведут певицу новые опыты, ближайшее время покажет.
Наталья Малахова, Артур Гаспарян