Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Зак Пенн и Вернер Херцог

Портретная галерея малообразованного сценариста. Часть девятая

Дело не в том, что Вернер Херцог похож на моего дедушку. Если бы дело было только в этом, я бы написал об осьминоге Пауле, который правильно угадывал исход матчей сборной Германии на чемпионате мира в ЮАР. Помимо того, что ровно это делал и мой дедушка, у них одно и то же имя.


Вернер Херцог

Но это немаловажный фактор, потому что именно похожесть — единственный, очевидный мне, критерий красоты. Малое количество вещей в мире так ясны, как красота и добро. Если присмотреться к интуиции, она функционирует исходя именно из них.

Собственно интуиция и есть творец. Далее, разумом, мы только поверяем то, что создала интуиция. Разница между мужчиной и женщиной в том, что мужчины больше полагаются на разум. Ровно поэтому, несмотря на все многочисленные опасения в курилках, мы всё ещё живём в мужском мире.

Особенно очевидным это становится, когда садишься писать синопсис для продюсера и думаешь о том, как объяснить этому идиоту, что ты гений. В этот же самый момент для женщины это не является предметом сомнений, потому что если ты смог выслушать её мысли по поводу прошедшего дня — ты уже гений беспрекословно (я не иронизирую, и это действительно единственный, очевидный мне, критерий гениальности).

Так вот. Из-за того, что Вернер Херцог похож на моего дедушку, мне легко и приятно наблюдать его на экране. Он мне как родной. Фильмы его, при этом, я смотреть не могу. Наверное, если бы мой дедушка снял фильм, смотреть его для меня тоже было бы мукой.

Но Вернер Херцог представляет собой огромнейшую личность. Это человек, родившийся в послевоенной Германии и проводивший жизнь на колёсах. Он был немцем, который победил текущий исторический момент. Снимал фильмы в Латинской Америке, таскал через горы корабли, забирался в сельвы, экранизировал свои фантазии о конкистадорах. Это жизнеутверждающий режиссёр, в пику большинству не то что немцев, но вообще европейцев. С Херцогом можно поставить рядом разве что Феллини. Но Феллини не похож даже на мою бабушку.

Этот человек, этот гигант духа и отец демократии, в нулевых дружил со сценаристом Заком Пенном. Казалось бы, подвизается в комиксах, что-то делает в Голливуде, ремесленник средней руки, к тому же, лысый в свои тридцать с небольшим.

Если вы откроете фильмографию Зака Пенна, вы увидите, что он снял два фильма как режиссёр, он же написал для них и сценарии. Именно в этих фильмах появляется Херцог.


На съёмках фильма «Инцидент на Лох-Нессе». Херцог впереди, Зак Пенн справа. 

Сперва фильм «Инцидент на Лох-Нессе». Это мокьюментари (ложная документалистика) про то, как Херцог едет в Шотландию снимать фильм про Лохнесское чудовище, а Зак Пенн собирает для этого команду, он впервые примеряет на себя роль продюсера. В экспедиции всё идёт не так, но благодаря этому мы видим изнанку съёмочного процесса. От того, как группа ищет криптозоолога, который смог бы увлечённо рассказать о чудовище, до того, как продюсер и оператор в рабочее время обманом вынуждают красивую ассистентку раздеться до нижнего белья и лезть в воду, якобы для того чтобы поместить это в фильм. Всё это происходит на катере под названием Discovery 4, названный так продюсером из-за его любви к Жаку-Иву Кусто, о чём он неустанно напоминает на протяжении всей истории.

Второй фильм называется «Штука». Он рассказывает о шести игроках в покер, которые съезжаются на ежегодный чемпионат в Лас-Вегасе, чтобы побороться за приз в десять миллионов долларов. Это тоже мокьюментари. В нём подробно рассказывается о жизни каждого из шести игроков: как они начали играть, что их привело на турнир и почему им нужны деньги. Херцог играет одного из этих игроков по имени German (то есть «немец»). Его особенность в том, что он очень любит домашних животных — попугаев, хомячков, морских свинок, кроликов. По его собственному признанию, ему нравится убивать их, и он делает это каждый день, потому что это позволяет ему чувствовать себя живым. Но в фильме это ни разу не показывается, а к нынешней своей жертве, кролику, он неизменно нежен, из чего следует вывод, что это часть его образа для турнира. Он выставляет себя более кровожадным, чем он есть на самом деле.

… Это странное сближение примиряет полюса. Не только во мне как зрителе, который скучает по дедушке, но и в самих создателях фильма. Херцог, соприкасаясь с Пенном, становится комическим персонажем, а не романтическим. Пенн, работая с Херцогом, странным образом занимается абсолютно новаторским кино. Он обнаруживает в себе талант оригинального авторского кино, до этого бывший для него закрытым в силу механизмов индустрии Голливуда.

Но и меня как зрителя, конечно, это примиряет. Потому что я через Херцога узнал Пенна, но через Пенна ещё больше полюбил Херцога. Потому что Дон Кихоту нужен Санчо Панса. Именно его глазами мы смотрим на главного героя.

Глеб Буланников

76


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95