Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Здесь все устарело, не обновлялось, не модернизировалось десятилетиями»

Интервью нового директора Госфильмофонда Вячеслава Тельнова

Напомним, бывший руководитель ГФФ Николай Бородачев уволен, катализатором скандала стала статья в «Новой газете», в которой рассказывалось о многочисленных проблемах в ГФФ, о финансировании удивительных дорогостоящих проектов, о том, что научная жизнь Госфильмофонда парализована, старший куратор Петр Багров вынужден уволиться, сам же архив наводнили многочисленные родственники Николая Михайловича Бородачева. Сейчас в ГФФ работают различные инспекции, комиссии, в том числе идет прокурорская проверка.

Распоряжением от 9 января 2018 года премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на должность главы Госфильмофонда назначен Вячеслав Тельнов, до этого занимавший пост директора департамента кинематографии Минкультуры.

Свое первое интервью в новой должности Вячеслав Тельнов дал «Новой газете».

— Вы бывали ранее в Госфильмофонде?

— Довольно давно, когда в ГФФ проходил Совет по кинематографии. Но к этой организации у меня, как у всех кинематографистов, отношение почтительное, если не сказать благоговейное. Здесь живут голоса, образы, лица, запечатленные на кинопленку в разные эпохи. Коллекцию Госфильмофонда можно сравнить с собранием Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки. В крупнейшем в Европе киноархиве хранятся киноматериалы с конца ХIХ века по сегодняшний день. Надо уметь хранить это богатство, надо научиться им пользоваться, чтобы наше национальное достояние стало доступно соотечественникам, зарубежным исследователям и студентам.

— Как вы узнали о назначении?

— На Совете по проблемам отечественной кинематографии, где было высказано много горьких слов о печальной ситуации в архиве. Представители кинематографа говорили о проблемах хранения, удушении научной работы, о нарушении авторских прав. Об этом писала и ваша газета. По итогам совещания возникло поручение председателя правительства проработать варианты оздоровления и развития Госфильмофонда. Далее в канун Нового года было опубликовано письмо ведущих кинематографистов, озабоченных кризисным положением в ГФФ. С одной стороны, лестно, что за тебя ручаются уважаемые профессионалы, коллеги. С другой — понятно, что это доверие нужно оправдывать, и это совсем непросто. Но полной неожиданностью для меня стало оперативное решение премьер-министра —  возглавить главный киноархив страны.

Дела в архиве действительно запутаны, вся его деятельность нуждается в срочной перезагрузке. А ведь речь идет о колоссальной организации — более 500 сотрудниках, сложном и весьма тонком производственном процессе. В общем, трудно преувеличить степень ответственности.

— Ваши ближайшие планы…

— Теперь ничего не остается иного, как денно и нощно развивать многообразную архивную деятельность, заниматься реставрацией, оцифровкой копий, поднять имидж ГФФ как мирового бренда. Мы должны укреплять научные обмены фильмами по линии ФИАФ, принимать более активное участие в международных проектах реставрации, предоставляя не только киноматериалы, но исследовательские труды и открытия наших научных сотрудников. На базе Госфильмофонда следует проводить международные конференции, фестивали, и, конечно, они должны сопровождаться научными публикациями специалистов, киноведов. Роль Госфильмофонда в жизни международного архивного сообщества должна быть пропорциональной масштабам его коллекции.

— 10 января вас представили коллективу. Там был и экс-директор Николай Бородачев, как он вас встретил?

— Да, он присутствовал, выразил одобрение, мол, хорошо, что ГФФ возглавил кинематографист со стажем.

— Прошло всего несколько дней работы на новом месте. С чем вы столкнулись?

— С огромным количеством нерешенных проблем. Необходимо разгребать завалы в самых разных сферах, в том числе в делопроизводстве. Предприятие работает по старинке, есть проблемы с документацией. Мало уделялось внимания оцифровке картин для показов в телеэфире. А фильмы из коллекции ГФФ востребованы и будут востребованы. Необходимо развивать современные технологии.

Здесь все устарело, не обновлялось, не модернизировалось десятилетиями. Общее ощущение — тотальной архаичности во всех сферах ГФФ, отделенного железным занавесом от современного общества.

Поэтому о нем мало кто слышал. Надо этот занавес поднять. Сделать доступными сокровища, которые здесь хранятся. Хочется превратить архив в живой организм.

— Какие перспективы у научной работы и научных сотрудников, которым в ГФФ мешали работать?

— Исследовательская работа — одно из важнейших направлений. Среди приоритетов — научная обработка фонда. Как и все крупнейшие архивы мира, Госфильмофонд в первую очередь исследовательский центр. Особое внимание следует уделить издательской деятельности: прежде всего традиционному каталогу отечественного кино, давно ставшему раритетом.

— Вернутся ли на работу вынужденные уволиться ведущие научные сотрудники архива Петр Багров и Евгений Марголит?

— Знаю, что были кадровые изменения. Думаю, первым делом в ближайшее время проведу консультации с киносообществом. Планирую встретиться и с Петром Багровым, надеюсь выслушать его программу развития научной деятельности фонда. Думаю, все вместе найдем правильные решения.

— Какие предвидятся кадровые перестановки в разных департаментах ГФФ?

— Они, безусловно, необходимы. Но продуманные. Только проанализировав ситуацию и положение дел в архиве, можно подойти к процессу и решению кадрового вопроса. Уже понятен вектор движения: главное — не растерять накопленных десятилетиями богатств одного из ключевых архивов в мире.

— Киноведы и кинокритики писали вам письмо о необходимости переноса грядущего в начале весны фестиваля «Белые Столбы» — на осень. За этот короткий срок в отсутствие руководителя фестиваля Петра Багрова может случиться только спешное халтурное «мероприятие».

— Согласен, фестиваль надо проводить либо хорошо, либо никак. Я надеюсь увидеть продуманную концепцию смотра и дискуссий, и после этого определимся. Думаю, разумно перенести фестиваль на осень, объединив с празднованием юбилея ГФФ.

— Что будет с кинотеатром «Иллюзион»?

— Обладая прекрасным кинотеатром в центре Москвы, необходимо превратить его в место встречи ценителей хорошего кино. Использовать как площадку для проведения тематических показов, авторских программ, конференций, лекций о кино. Хочется, чтобы в Москве был кинотеатр с показами неустаревающих шедевров, современного арткино. Центр, в котором мировое и российское кино существовали бы в общей взаимосвязи как единый кинопроцесс. И я уверен, что сегодня есть аудитория, для которой подобное кино интересно. Но важно еще и воспитывать зрителя, относящегося к кино как к искусству.

— С переменами в руководстве Госфильмофонда я связываю надежду на то, что он превратится в научно-исследовательский центр в области кинематографа. Не только хранилище, но внятную институцию с системной работой, с исследованиями истории отечественного и мирового кинематографа. С открытиями. Хочется верить, что Госфильмофонд за неимением у нас полноценной Синематеки превратится в нечто похожее на разрушенный Музей кино. И вновь начнутся показы в «Иллюзионе», привлекающие молодую и старшую аудиторию, как это было в Киномузее на Краснопресненской. Я знаю выдающихся кинематографистов, получивших образование в Музее кино, руководимом Наумом Клейманом. Благодаря ему и его коллегам там были интереснейшие программы, составленные специалистами высокого класса. То есть кино было логичным продолжением научно-исследовательской работы. ГФФ может быть соучастником разнообразных смотров, фестивалей. Может организовывать путешествующие выставки-показы по всей стране.

Сегодня очевидно, что для продвижения кино авторского — не важно, классического или современного — необходимы специальные форматы с лекциями, дискуссиями. Необходимы мультимедийные возможности для привлечения взыскательной, любознательной аудитории. Такого рода предложения могут воспитывать новые поколения зрителей. Мы все в этом остро нуждаемся.

Очевидно, что последние годы были потрачены впустую. Новому руководству в лице Вячеслава Тельнова придется заручиться поддержкой сподвижников, чтобы превратить устаревший с технической точки зрения архив в современную цифровую архивную базу. Чтобы, снимая кино на цифру, мы не были вынуждены переводить его на пленку. Чтобы в архиве работали люди, понимающие, что из себя представляет кинематограф в современном виде.

Важно продолжить исследования, которыми славился архив. И эти исследования должны быть доступны для молодых ученых, студентов.

Очевидно, что совокупность сложных задач требует и класса исполнителей. Прежде всего научных работников, чьими усилиями и сохранена архивная мысль. В былые времена — подлинным Хранителем Владимиром Дмитриевым. После его ухода стало очевидно, что в лице молодого талантливого ученого Петра Багрова в архивное дело приходит новое поколение исследователей. Было бы здорово, чтобы он и его коллеги получили возможность заниматься решением научных задач. Чтобы новое руководство и научные сотрудники помогали друг другу развивать сложное архивное дело. Превращая горючие и негорючие пленки в живые актуальные образы, созвучные нашему времени.

Лариса Малюкова

Источник

393


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95