Третьяковская галерея анонсировала проект «Новые молодые в Новой Третьяковке. Дар "Винзавода"»: лекции, мастер-классы и другие мероприятия, посвященные искусству нынешнего века. Программу предварила передача в музей работ десяти российских современных художников молодого поколения.
Дар Третьяковской галерее составили работы художников, участвовавших в выставочном цикле «Прощание с вечной молодостью», им «Винзавод» весь прошлый год отмечал свое десятилетие. «Новыми молодыми» этих авторов можно назвать, разве что учитывая возраст и статус музея, принимающего их произведения: многие из них хорошо известны, причем и за пределами страны. Ирина Корина и группа Recycle (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов) в разные годы представляли Россию на Венецианской биеннале, в проектах ее параллельной программы участвовали Арсений Жиляев и Владимир Логутов, лауреатами российских премий в области современного искусства становились Евгений Гранильщиков, Дмитрий Венков, «Группировка ЗИП» (Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий и Степан Субботины). Не говоря уже об их многочисленных выставках как в России, так и за рубежом.
По словам куратора цикла «Прощание с вечной молодостью» Николая Палажченко, «это была первая попытка осмыслить ключевые тренды в искусстве десятых годов и представить их проектами наиболее важных художников».
Стоит отметить, что «Прощание» вышло весьма разнообразным в жанровом отношении: от картин Егора Кошелева, выполненных в традиционной технике «холст, акрил», или живописи, выполненной дроном, «обученным» стрит-художником Мишей Most, до многолетнего проекта Алексея Булдакова и Анастасии Потемкиной, основавших «Лабораторию городской фауны», исследующую жизнь растений и животных в городской среде, или масштабной инсталляции «Равновесие с небольшой погрешностью» авторства «Группировки ЗИП», временно установленной во дворе Новой Третьяковки. Эту скульптурную композицию, посвященную теме бренности власти, венчает фигура условного вождя — металлический каркас человека, делающего селфи. На «Винзаводе» с ним можно было стать вровень, поднявшись на специальном лифте. Однако стандарты безопасности государственного музея такого трюка не позволяют — так что подняться к истукану нельзя, но можно довольствоваться видами сверху, спроецированными через видеокамеру в холл музея.
А пока что все подаренные музею проекты представлены на планшетах в виде видеодокументации, как они выставлялись на «Винзаводе».
Нынешнее пополнение коллекции стало очередным в ряду даров, которые посыпались на музей с прошлого года, когда объявили программу «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее». За это время в ее собрание прибыло почти две тысячи экспонатов, включая работы таких значимых художников, как Эрик Булатов, Дмитрий Жилинский, Дмитрий Пригов, Гелий Коржев. Видимо, на фоне таких громких имен молодые, но уже признанные художники XXI века до сих пор не решались сами стать дарителями Новой Третьяковки. Однако почин меценатов «Винзавода» и интерес самого музея к современному искусству вполне открывают дорогу и такому — непосредственному — дарению.
Игорь Гребельников