Субботники – это, конечно, хорошо. Строительство «Новых Известий» еще лучше. Но у нас, журналистов «Недели», своя работа.
…Он появился в редакции случайно. Историк международник, крупнейший специалист по скандинавским странам. Диссертация посвящена Норвегии. В 50-е годы основал первый в России «Скандинавский сборник», который выходил в Тарту. Потом независимый исследователь русско-финских отношений. В совершенстве владел четырьмя языками: сербохорватским, итальянским, немецким, шведским. Непревзойденный знаток геральдики: истории флага, герба – это все он, Похлебкин.
Почти полвека назад написал свою первую кулинарную книгу.
Про чай. С ней и пришел в редакцию.
Вот как сам Вильям Васильевич вспоминает то время: «В начале 70-х годов в газетах и журналах появились небольшие рубрики, где изредка петитом стали публиковаться незамысловатые кулинарные рецепты или «Советы повара». Делалось это бездумно, безграмотно, крайне примитивно и… пошло. Второстепенный работник отдела писем звонил в ближайшую столовую и просил «подсказку» или брал рецепт из случайной поваренной книги (а их было очень мало); сам доводил его до литературного «совершенства», т.е. отбрасывал все ему лично кулинарно непонятное, и эта белиберда публиковалась. Кулинарный и просветительский КПД подобных отписок был в лучшем случае равен нулю, а как правило, имел отрицательное значение.
Как-то, в 1970 году, я сказал об этом своему знакомому, политическому обозревателю «Известий» В. А. Матвееву… Он ответил:
«А вот ты бы пошел в «Неделю» и показал, что и как надо делать». Так я стал кулинарным обозревателем этой газеты».
Куда же направить нового автора? С одной стороны, международник. Но книга-то по кулинарии! А потому, решает редактор, пусть идет в отдел семьи и быта, к Мушкиной.
Маленький, хиленький, полуседой, полулысый… Бороденка серая, жидкая, в разные стороны; так и хочется подергать. Галстук на боку, пальто потертое. И неподъемный портфель; в нем он носил свои гениальные статьи.
То, что они гениальные, я поняла сразу. Первую статью написал быстро: «Праздничный пирог». Читаю – глазам не верю. Конечно, рецепты, как же без них! Но обычно в наших кулинарных материалах рецепты составляли тело статьи, фактуру, суть. Ради них статью и писали. У Похлебкина рецепты как бы между прочим. Это хоть и нужное, но вторичное. А главное – то, чего в советской печати до него не было: история кулинарии и кулинарная публицистика.
Врываюсь в кабинет главного редактора:
- Мы такого не читали никогда!
Вечером, захлебываясь от переполнявших меня эмоций, рассказываю маме:
- Новый автор! Блеск! Фамилия смешная – Похлебкин.
- Похлебкин? Я знала одного Похлебкина, когда работала в Жургазе. Не очень хорошо знала, но все-таки… Он был в ОГИЗе – объединении государственных книжно-журнальных издательств. Профессиональный революционер. Два сына… Одного назвал в честь Ленина, по первым буквам имени-отчества. Твоего автора как зовут?
- Вильям.
- Так и есть, Владимир Ильич Ленин!
Потом я узнала, что имя у него двойное, Август-Вильям. Но Август как-то остался за кадром.
Статья о пирогах сразу же влетела в номер. За ней другая, третья. С тех пор на планерках один вопрос:
- Почему не заявляете Похлебкина?
- Но он же не машина! Все, что принес, мы опубликовали. Пишет следующую статью…
- Звоните домой! Требуйте, чтобы писал быстрее!
Звонить некуда: живет в Подольске. Вообще-то квартира родителей была в центре Москвы, сначала, кажется, в Брюсовском переулке, потом в Оружейном. После их смерти отношения с братом ухудшились. Решили разъезжаться. Вильям Васильевич рассказывал, что его, человека непрактичного, облапошили. Хотел в зеленый район Москвы, а оказался в Подольске, в пятиэтажке, без лифта и телефона. Вдали не только от шума городского, но и от библиотек, архивов, без которых он жить не мог.
Кстати, с Подольском связана и вторая версия увлечения Похлебкина кулинарией. Оказывается, в тот пятиэтажный дом он переехал не сразу. Сначала в какую-то хибару, избушку на курьих ножках. Жилье подлежало сносу. Когда начали ломать стены, сверху, с антресолей, посыпались свертки. Развернули – книги. Кулинарные, прошлого века. Похлебкин начал изучать их: «Я историк, мне интересно». Так и вошел во вкус.
Завораживала фамилия. Необычная, незвучная, она тем не менее удивительно подходила к тематике его статей. Многие даже думали, что это псевдоним. А потом, когда статьи посыпались, как из рога изобилия, читатели решили, что под этой фамилией скрывается какой-нибудь НИИ кулинарной промышленности: столь глубоки и разнообразны были публикации.
«Сочинения русского кулинарного писателя Вильяма Васильевича Похлебкина – феномен отечественной литературы, не говоря уже о гастрономии, – писал литературный критик Александр Генис. – Фантастическая эрудиция, академическая добросовестность, широта кругозора…»
Вскоре невозможно стало представить себе «Неделю» без Похлебкина. Да и он, кажется, прирос к нам. Книгу подарил, ту самую, которая привела его в редакцию. С автографом.
На книге «Чай»:
Дорогой Елене Романовне на память
о сотрудничестве на общем для нас кулинарном фронте. 25.08.1971 год.