Возможно, вы в своей жизни сталкивались с вопросом, который очень часто любят задавать феминисткам: «Все вещи создали мужчины, а женщины ничего сами не сделали». Конечно, с этим выражением можно долго спорить, доказывать конкретными примерами, но давайте поговорим конкретно о механизме, почему изобретения женщин остались без внимания, а вся слава ушла мужчинам.
Правда, речь пойдёт об искусстве, но пример весьма характерный. История знает случай, который очень красочно покажет, почему же имена женщин не так известны — расскажем вам о Маргарет Кин и её муже, Уолтере Кине.
Маргарет Кин в молодости
Уникальный стиль
Маргарет родилась 15 сентября 1927 года в Теннеси, США. Она с самого раннего возраста была совершенно очарована картинами, и у неё не было сомнений в своей профессии: она станет художницей.
В любом творчестве какая-то характерная черта — в случае Маргарет это стало изображение людей или животных с огромными цепляющими глазами. Своё вдохновение Маргарет черпала из Библии. Кстати, вы можете проследить связь между героями Тима Бёртона и картинами Маргарет — режиссёр вдохновлялся именно ей! Он даже снял фильм, в основу которого легла биография художницы.
Сразу после того, как открылась первая же выставка Маргарет, её работы высоко оценили не только зрители, но и критики. Её работы называли новаторскими! Но есть один нюанс...
Проблемы с авторством
Если сейчас в нашем обществе есть предубеждения по отношению к женщинам, то про 60-е годы вообще лучше не говорить. Если бы у Маргарет и получилось бы выставить свои картины, успеха они бы не получили. Маргарет и её муж Уолтер пошли на хитрость: автором картин они решили сделать Уолтера, тем более, что легенда была подходящая — он изучал историю искусства.
Эта хитрость принесла свои плоды: творчество Маргарет заметили, её (то есть Уолтера) назвали гениальным. Муж Маргарет наслаждался славой и обществом ценителей искусства, а сама художница сутками сидела в своей мастерской и создавала новые картины.
Художница, видя, как хорошо люди приняли её картины, задумалась о том, что ситуация, в которую она попала, несправедлива: тогда у неё впервые появились мысли оспорить авторство Уолтера. Тот, узнав о таких размышлениях, наотрез отказался выпускать Маргарет и их общую дочь на улицу, чтобы не могли рассказать, чьей кисти всё-таки принадлежат картины.
Брак трещал по швам, и вскоре Маргарет не выдержала и развелась с Уолтером. Она переехала на Гавайи, где счастливо проживёт следующие 27 лет. Но её волновало то, что её бывший муж пользовался плодами ей славы, а вот о её существовании никто не знал. Маргарет хотелось того одного: чтобы весь мир знал, кто на самом деле настоящий автор её картин.
Громкий суд
В 70-х годах Маргарет не выдержала и подала на бывшего супруга в суд. Вот тогда-то мир и узнал, что картины, которыми восхищалось всё светское общество Соединённых Штатов, писал не Уолтер, а его жена! Многие посчитали, что Маргарет просто завидует успеху своего мужа и пытается нажиться на его славе и талантах. Уолтер же, естественно, агрессивно отстаивал своё право на картины.
После долгих разбирательств суд принял весьма необычное решение, которое точно расставит все точки над i. Уолтеру и Маргарет предложили прямо в зале суда написать картину в фирменном стиле — человека с большими глазами. Маргарет с энтузиазмом взялась за кисть и за 53 минуты создала картину в своём неповторимом стиле. А Уолтер и вовсе отказался идти на эксперимент, сославшись на то, что у него травма плеча.
Вопрос от редакции: а как же он с травмой плеча вообще писал картины?..
После экспертизы сразу нескольких искусствоведов, авторство Маргарет было установлено. Художница добилась своей цели!
Дальнейшие разбирательства
Но, к сожалению, история Уолтера и Маргарет не закончилась: Суд постановил Уолтеру выплатить Маргарет компенсацию в размере 4 миллионов долларов. Но всё состояние от продажи картин Уолтер уже потратил! В итоге он не мог смириться со своим проигрышем, и он подал апелляцию. Суд, на наш взгляд, совершенно не справедливо, отменил решение о выплате компенсации.
Маргарет, по её собственным словам, не сильно расстроилась из-за потери целого состояния: гораздо важнее для неё было то, что она заявила всему миру, что именно она создавала эти замечательные картины.
Художница вскоре после установления авторства смогла открыть собственную галерею, где смогла представить свои работы, — что самое для неё важное, под своим именем! Разумеется, её выставка стала самой большой коллекцией полотен Маргарет, и она до сих пор пользуется успехом.
Маргарет Кин скончалась в прошлом году. Ей было 94 года.
К сожалению, история знает много случаев, когда художник обрёл свою славу только после смерти — возьмём того же Ван Гога. Но Маргарет повезло — благодаря силе духа и упорству она смогла пройти этот сложный путь, и всё-таки к ней пришла заслуженная слава, которую у неё несправедливо отняли.
Валерия Ефремова