Вспомнился фильм Ларса фон Триера - "Догвилль" и его "жестокая" концовка.
Сначала объясню для тех, кто не смотрел: дочка некоего мафиози решает жить самостоятельно и, сбегая от него, скитается по стране, пока не попадает в один глухой, маленький городок, где и селится. Ее восхищают, насколько местные жители искренни, добры и душевны. И с ними ей тоже хочется быть бесконечно доброй, искренней, она жаждет оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, желает принимать активное участие в жизни городка, любить и быть любимой. И те вроде бы её принимают к себе, но постепенно настолько привыкают к её доброте и жертвенности, что начинают этим пользоваться, всё больше и больше, пока не превращаются в настоящих чудовищ (вот насколько доброта порой может развращать!).
Чудовища всячески издеваются над героиней, переходя все какие только можно на грани, но неожиданно под финал в городок приезжает мафиози и его добрые ребята в шляпах. Дочь найдена, казалось бы, она будет продолжать отпираться... мол, нет, ты, папенька, ведёшь неправильный образ жизни, а я выбрала образ жизни христианский и буду жить по-своему, пусть даже так... но нет. Она не только возвращается к отцу, но и напоследок приказывает ребятам в шляпах расстрелять весь город. Финальная сцена - пожар и кровавое побоище, где умирают не только мужчины и женщины, но и их дети, младенцы.
И к чему это я? А то, что многим кажется эта концовка надуманной, вычурной, слишком "экстравагантной", неправильной.
Многим - напротив. Например, моя супруга утверждает, что таким образом Ларс подводит зрителя к идее, что человеческая природа неизменна, это же касается и, условно говоря, "класса", "касты". Поэтому героиня, будучи рожденной бандитшей, сколько бы она ни говорила о милосердии, всё равно бандитшей останется.
С этим я тоже не совсем согласен. Мне подумалось, что здесь всё логично. И не экстравагантно. Но с некоторой ухмылкой в адрес голливудского кино. Задумайтесь, вспомните пару фильмов с участием каких-нибудь ярко выраженных злодеев. Так или иначе, пусть это даже будет семейное кино для любых возрастов, злодеев в каждом таком фильме ждёт возмездие... не буду приводить в качестве примеров очевидные боевики, а возьму что-нибудь совсем вроде бы несерьёзное - "Король Лев", "Каспер" - чисто детское кино, либо же например лёгкий семейный триллер "Хороший сын" с Маколеем Калкиным. Прошу заметить, что в финале ярко выраженный положительный герой, хоть он весь сюжет и боролся со злодеем и много от него натерпелся, пытается спасти злодея, который вдруг нечаянно сам подвёл себя к гибели, например, элементарно поскользнулся. И вот вроде бы герой готов всё простить... но случайность! - и злодей падает в обрыв и бесславно погибает. Зритель радостно вздыхает - справедливость совершена! Мало того: и главный герой всё так же благороден и хорошо собой. И здесь мне видится некоторая нечестность, фальш, искусственная подводка. Ведь авторы вместе с нами, зрителями, совершенно не собираются прощать антагониста, они готовы его втоптать в грязь за всю ту мерзость, что он насовершал, зрители жаждут возмездия, хотя, да, оно может быть жестоким, даже слишком.... но почему же все к этому привыкли? Почему когда в очередном классическом семейном голливудском это происходит, никто не обращает на это внимания? Мол, само собой, куда же без этого? Ведь и Ларс обыграл ту же ситуацию с тем исключением, что антагонистом выступает весь городок сразу, а возмездие совершается не слепой рукой судьбы, а руками самой героини. И так, повторяюсь - честнее. Никаких иллюзий, никаких уловок.