Приступая к просмотру, честно сказать, я не слишком надеялся, что меня что-то удивит, восхитит, или даже (чур, чур!) испугает. Но крохотная искорка надежды всё-таки оставалась. Как ни крути, именно об этом фильме мне всё чаще попадались в сети различные положительные отзывы, мол, что это настоящий прорыв для российского кино в жанре ужасов, что мы наконец сделали нечто «кассовое» и конкурентоспособное. Хорошо. В таком случае, как минимум я думал увидеть хоть что-то сколько-нибудь оригинальное.
Но не судьба. И, рассказывая об очередном откровенном провале, я начну как раз с оригинальности и «конкурентоспособности». Видимо, создатели фильма посчитали, что если понадёргать отовсюду множество различных «фишек», приёмов, образов, где всё это однажды сработало, то и здесь, в концентрированном виде это даст позитивный эффект. Напротив: заимствования выглядят неудачно, нелепо и неуместно. Смешно сказать, но к обязательно-зловещим девочкам, глядящим исподлобья, отвратительной (в самом нелестном для фильме смысла) 3D-кукле главной злодейки, многочисленным танцевальным «этюдам», навроде «кривого ползанья на четвереньках по коридору», «специалисту по паранормальным явлениям», который «имеет счёты», «обязательно умрёт» и раздобыл откуда-то архив с газетками, где нам долго и занудно объяснят, зачем всё-таки этот монстр жаждет крови (неубедительно) – добавили даже Кубрика с его «Сиянием» (сцена с дверью). Будто сначала составили список, всю эту солянку, а потом уже с тяжёлым сердцем взялись за придумывание сюжета.
Это главное. Но есть ещё, что сказать. Помните, я рассказывал, каким я вижу путь развития этого жанра, возможность этого жанра не сгинуть и не зачахнуть? Я говорил о юморе. Об оригинальности. О неожиданной подаче. Здесь всего этого нет. С самого начала всё слишком серьёзно и местами даже трагично. Все всего пугаются; инфернальный демон преследует бедных людишек, без особых целей, просто так, просто потому что; большинство заявленных в начале первого акта персонажей умирают к концу первого акта, оставляя самых неинтересных. Девочку, маму и папу. Есть еще некая «соседка», которую вроде бы тоже убили, хотя она потом вновь вернулась в повествование, совершенно об этом позабыв. Да, плюс ко всему вплели для приличия «трагическую семейную историю». Дескать, папа ушёл от мамы, а девочка молча переживает. Папа возвращается, чтобы всех спасти. Где-то к концу второго акта, когда внезапно (!) демон, она же пиковая дама, она же нечто похожее на инопланетную мумию, вселяется в девочку, то мы слышим чисто кинговский возглас на ломаном монстрячьем, к папе, что-то вроде: «Передай, привет той шлюхе». То есть, этот аспект человеческой жизни монстру не безразличен.
Но давайте подумаем, как можно было бы поступить с той же задумкой. Допустим. Возьмём сюжет – подростки смеха ради вызывают «Пиковую даму», а та возьми, да и приди. Хорошо, ладно-ладно, пускай она придёт за тем же самым, за чем и Фредди Крюгер приходил уже за другими подростками около тридцати лет тому назад. Но пускай она будет интересным персонажем. Не компьютерной болванкой, а настоящей дамой, женщиной. Пускай в хорошем гриме, пускай… ну, хоть что-нибудь в её образе должно зацепить, запомниться! А что можно было бы придумать, убери вдруг все сюжетные штампы, все заимствования, все «бу-аттракционы»? Неужели ничего? Вовсе нет. Давящая атмосфера, ощущения присутствия, тема зазеркалья, обмана, миража, тема «заигрыванья с потусторонним». Попытались создатели ответить на вопрос, что из себя может представлять этот мифологический персонаж? Из каких потусторонностей он вырастает и какую выражает мысль? Думаю, тут совсем не в счёт заимствование, что это, дескать, некая маньячка из прошлого, которую живьём в землю закопали, а потом всем мстит, оперативно отзываясь на призывы каждого наивного ребёнка перед зеркалом на всех просторах нашей необъятной родины – «Приди, приди»… (при таком количестве разговоров о самобытности, стыдно ставить наш миф, нашу легенду на чужие рельсы). Ладно, пусть создатели затрудняются. Но пусть за них попробуют на те же вопросы ответить герои! Почему герои действуют так, будто с ними случается очередная «ужастиковая ситуация» из американского фильма, которых они в своё время насмотрелись? Нет. Внутри истории для них это должно быть что-то совершенно невероятное, ни разу не виденное, не испытанное, экзотическое. Тогда и зритель будет удивляться вместе с героями. Но зрителю скучно, героям вроде тоже.