Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Жизнь внутри «шагреневой кожи».

Парадокс идентичности

Оноре де Бальзак, благодаря свой наблюдательности, фантазии, полету творческой мысли, гениальности, создал удивительную метафору про шагреневую кожу.

Я не буду описывать сюжет, единственное,остановлюсь на самой метафоре: это кусок кожи, через который герой мог испрашивать любое желание, удовольствие, которые сбывались благодаря сокращению кожи: 
«Желай — и желания твои будут исполнены. <…> При каждом желании я буду убывать, как твои дни...». 

Ниже представлена история женщины, написанная в формате феноменологического самоисследования. В ней ясно прослеживается сюжетная линия, содержащая парадокс, заключающийся в невозможности сосуществования противоречащих друг другу тенденций:

  • «хочу быть женщиной и стыжусь этого»,
  • «хочу прикосновений, близости, но защищаюсь от них»,
  • «хочу быть нежной, теплой, заботливой, но раздражаюсь и злюсь, когда приходится это делать искусственно»,
  • «хочу желать, но не отпускаю себя в свои желания». 

«…Как странно быть женщиной, я смотрю на себя в зеркало и не вижу ее, и как же непривычно видеть  в себе некоторые ее проявления. Конечно, временами я вынуждена исполнять женские обязанности в быту и в отношениях, но при этом часто возникает вопрос: а действительно ли они женские, и какое они имеют отношение ко мне, как к женщине? Я чувствую, что нет во мне ни женской мудрости, ни женской мягкости, я толком не умею жалеть, не умею подбирать нужные слова, у меня нет женской чуткости, и поэтому я не всегда до конца понимаю, что происходит с другим человеком. 

Бывают моменты, когда мне хочется проявить ласку и нежность, в эти минуты я кажусь себе максимально неестественной и нелепой, приходится преодолевать стыд. В момент прикосновения другого человека ко мне я чувствую, что мое тело застывает и превращается во что-то древоподобное, теряющее гибкость и пластику, естественность, спонтанность. Начинает жечь в области солнечного сплетения, обрывается дыхание, из головы улетучиваются все мысли, и возникает пустота, как будто бы внутри все обработали анастетиком, что бы я не чувствовала боли. 

Неизвестно откуда идет сигнал, вынуждающий меня сопротивляться, это похоже на рефлекс у животных, когда их захватывают против воли. Не понимаю, почему подобные состояния возникают при прикосновении даже близких людей, в частности, мужа.

Может быть, я так реагирую на касания и так боюсь боли из-за того, что в детстве часто болела. Вспоминаются руки разных людей, которые заключали в свои прикосновения не всегда нежные, защищающие действия, часто это вызывало боль и страх.

Ко всему этому присоединилась экзема, и, как мне кажется, она как будто запрещает мне дотрагиваться до чего-либо или кого-либо, кроме себя. 

На днях мне приснилось, что соседи по даче, которые запустили сад, и сад превратился в непроходимую чащу, строят высокий многометровый бетонный забор. И я испытываю разочарование, так как теперь не смогу видеть, что же у них происходит, а мне было интересно наблюдать, как он зарастает. Я поняла этот сон так: я отказываюсь видеть что- то дикое и боюсь встретиться с этим «диким» в себе, как будто что-то со мной произойдет, и я «начну кусаться». 

Снова хочется вернуться к нежности, потому что кажется, что это «теневое», «недоброе» во мне не гасится моим стремлением любить, чувством, которое я хочу испытывать к близким. Вместо этого остается истощение, усталость, бессмысленность борьбы с собой, бессмысленность защит, которые я устанавливаю по отношению к миру и от себя тоже…» 

Эта история про парадоксальную женскую идентичность выводит на еще одну метафору про то, что внутреннее (например: слизистая желудка, легочные ткани, ткани женских органов) ощущается снаружи, как будто во время контакта захватывают всю женщину целиком и проникают, не проникая вовнутрь.

Если допустить, что идентичность – устойчивая структура реагирования, создающая условия для клиширования реакции ответа, то очевидно, что необходима работа по превращению этой устойчивой структуры в процесс  для того, что бы в движении элементов идентичности создавалась новая конфигурация.

Можно добавить, что в Гештальте понятие идентичности близко к понятию структурированного (застывшего) Self, и для гештальтиста привычен подход, когда застывшее приводится в движение, и когда контакт создает Self-процесс.

Автор: Кабаков Андрей Георгиевич

Источник

620


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95