Оноре де Бальзак, благодаря свой наблюдательности, фантазии, полету творческой мысли, гениальности, создал удивительную метафору про шагреневую кожу.
Я не буду описывать сюжет, единственное,остановлюсь на самой метафоре: это кусок кожи, через который герой мог испрашивать любое желание, удовольствие, которые сбывались благодаря сокращению кожи:
«Желай — и желания твои будут исполнены. <…> При каждом желании я буду убывать, как твои дни...».
Ниже представлена история женщины, написанная в формате феноменологического самоисследования. В ней ясно прослеживается сюжетная линия, содержащая парадокс, заключающийся в невозможности сосуществования противоречащих друг другу тенденций:
- «хочу быть женщиной и стыжусь этого»,
- «хочу прикосновений, близости, но защищаюсь от них»,
- «хочу быть нежной, теплой, заботливой, но раздражаюсь и злюсь, когда приходится это делать искусственно»,
- «хочу желать, но не отпускаю себя в свои желания».
«…Как странно быть женщиной, я смотрю на себя в зеркало и не вижу ее, и как же непривычно видеть в себе некоторые ее проявления. Конечно, временами я вынуждена исполнять женские обязанности в быту и в отношениях, но при этом часто возникает вопрос: а действительно ли они женские, и какое они имеют отношение ко мне, как к женщине? Я чувствую, что нет во мне ни женской мудрости, ни женской мягкости, я толком не умею жалеть, не умею подбирать нужные слова, у меня нет женской чуткости, и поэтому я не всегда до конца понимаю, что происходит с другим человеком.
Бывают моменты, когда мне хочется проявить ласку и нежность, в эти минуты я кажусь себе максимально неестественной и нелепой, приходится преодолевать стыд. В момент прикосновения другого человека ко мне я чувствую, что мое тело застывает и превращается во что-то древоподобное, теряющее гибкость и пластику, естественность, спонтанность. Начинает жечь в области солнечного сплетения, обрывается дыхание, из головы улетучиваются все мысли, и возникает пустота, как будто бы внутри все обработали анастетиком, что бы я не чувствовала боли.
Неизвестно откуда идет сигнал, вынуждающий меня сопротивляться, это похоже на рефлекс у животных, когда их захватывают против воли. Не понимаю, почему подобные состояния возникают при прикосновении даже близких людей, в частности, мужа.
Может быть, я так реагирую на касания и так боюсь боли из-за того, что в детстве часто болела. Вспоминаются руки разных людей, которые заключали в свои прикосновения не всегда нежные, защищающие действия, часто это вызывало боль и страх.
Ко всему этому присоединилась экзема, и, как мне кажется, она как будто запрещает мне дотрагиваться до чего-либо или кого-либо, кроме себя.
На днях мне приснилось, что соседи по даче, которые запустили сад, и сад превратился в непроходимую чащу, строят высокий многометровый бетонный забор. И я испытываю разочарование, так как теперь не смогу видеть, что же у них происходит, а мне было интересно наблюдать, как он зарастает. Я поняла этот сон так: я отказываюсь видеть что- то дикое и боюсь встретиться с этим «диким» в себе, как будто что-то со мной произойдет, и я «начну кусаться».
Снова хочется вернуться к нежности, потому что кажется, что это «теневое», «недоброе» во мне не гасится моим стремлением любить, чувством, которое я хочу испытывать к близким. Вместо этого остается истощение, усталость, бессмысленность борьбы с собой, бессмысленность защит, которые я устанавливаю по отношению к миру и от себя тоже…»
Эта история про парадоксальную женскую идентичность выводит на еще одну метафору про то, что внутреннее (например: слизистая желудка, легочные ткани, ткани женских органов) ощущается снаружи, как будто во время контакта захватывают всю женщину целиком и проникают, не проникая вовнутрь.
Если допустить, что идентичность – устойчивая структура реагирования, создающая условия для клиширования реакции ответа, то очевидно, что необходима работа по превращению этой устойчивой структуры в процесс для того, что бы в движении элементов идентичности создавалась новая конфигурация.
Можно добавить, что в Гештальте понятие идентичности близко к понятию структурированного (застывшего) Self, и для гештальтиста привычен подход, когда застывшее приводится в движение, и когда контакт создает Self-процесс.
Автор: Кабаков Андрей Георгиевич