20 миллионов россиян живут за чертой бедности. Эту цифру озвучил президент Путин на съезде «Единой России», назвав ее унизительной. И к этой оценке трудно что-либо добавить — разве тот факт, что подобная цифра, согласно расчетам экспертов РАНХиГС, является рекордно высокой за последние 6 лет. К концу второго десятилетия XXI века, пройдя четвертьвековой путь построения рыночной экономики, мы пришли к тому, что каждый седьмой россиянин – бедняк. Иначе говоря, его доходы составляют менее 10-11 тысяч рублей в месяц: именно таков сейчас в стране прожиточный минимум для разных категорий граждан, по которому проводят черту бедности.
Президент в своей речи не только обозначил болевую точку, но и призвал, опираясь на рост экономики, таргетировать бедность — также, как это было сделано ранее с инфляцией. Для тех, кто еще не вполне освоил новомодную финансовую терминологию, поясним: таргетировать — это значит ставить конкретную цель, ради достижения которой соответствующим образом изменяется политика ведомства или даже государства. В случае с инфляцией таргет действительно сработал: в конце 2014 года, когда на дворе бушевал экономический кризис, а рубль сорвался в девальвационный штопор, Центробанк объявил цель по инфляции — 4% за три года. Скептики, коих было абсолютное большинство, крутили пальцем у виска: инфляция в тот момент зашкаливала за 15% в годовом измерении, и казалось, что дальше будет только хуже. Однако факт налицо: сегодня мы имеем инфляцию даже ниже запланированных 4%.
Теперь такой же фокус президент предлагает провернуть с показателем бедности. Глава профильного ведомства — Минтруда — уже озвучил те параметры, к которым следует стремиться. По словам Максима Топилина, если сейчас 13-14% российского населения относится к числу бедных, то через 6-7 лет эту цифру можно будет снизить в два раза и довести до 7-8%.
Министр даже назвал тот набор мер, который позволит эту цель достичь: повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума, общий рост зарплат, а также демографические пособия, которые будут выдаваться семьям по критериям нуждаемости. Слов нет, все эти предлагаемые меры — важные. Но большой уверенности в том, что они сработают — нет. Довести МРОТ до прожиточного минимума у нас пытаются весь XXI век, и пока безуспешно. Очередная дата достижения этой цели — с 1 января 2019 года. Но для того, чтобы осуществить задуманное, требуются многие миллиарды рублей из казны. А бюджет у нас остается дефицитным: «лишних» денег там явно нет. Мало того, и Резервный фонд в этом году закончится - дальше под раздачу пойдут уже средства Фонда национального благосостояния, которые тоже, увы, не бесконечны.
Что касается обещанного роста зарплат- он, безусловно, будет: уже объявлено, что ряду категорий бюджетников оклады индексируют в 2018 году на 4%. Однако, рост зарплат происходил и в нынешнем году. Если верить официальной статистике, номинальные (начисленные) зарплаты выросли за минувшие 11 месяцев на 7%, а реальные (за вычетом инфляции и обязательных платежей) — на 3%. Но это не спасло российское население от падения реальных доходов — они снизятся по итогам года на 1,3-1,4%. Как утверждают эксперты, это происходит из-за высокой степени закредитованности населения и большого теневого сектора, доходы которого не попадают в статистику.
В общем, рискнем предположить, что предложенных мер для достижения таргета по бедности окажется недостаточно. Для того, чтобы победить бедность, требуется другое — постоянный и высокий экономический рост. А с этим у нас пока беда: рост ВВП нынешнего года — едва различим: он вряд ли превысит 1,5-1,8%. Мы все больше отстаем по этому показателю от остального мира, который в среднем прирастает по 3-3,5% в год. А наши друзья по БРИКС — Китай и Индия - и вовсе выдают по 6-7%.
К тому же экспертов не устраивает качество российского роста — весь он достигается, фактически. за счет нефтегазового сектора (в этом году, напомним, цена барреля нефти выросла в полтора раза по сравнению с прошлым годом) и генерируется крупными государственными корпорациями, которые «рулят» во всех ключевых сферах — газовой, нефтяной, военно-промышленной, банковской...
Людям же, для того, чтобы справиться со своей личной бедностью нужны возможности самореализации, прежде всего, в малом и среднем бизнесе — если не в качестве предпринимателей, ведущих свое дело, то хотя бы в качестве наемных работников, получающих достойную и растущую оплату труда. Но пока что это не наш путь: за предыдущие кризисные годы, как известно, закрылось, обанкротилось или просто ушло в тень огромное количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В этих условиях людям остается уповать в борьбе с бедностью не на свои силы и умения, а на подачки со стороны государства. На ближайшие месяцы — спасибо приближающимся президентским выборам! — таковые запланированы. А что будут дальше?
Есть опасения, что с таргетом по бедности мы станем свидетелями разных статистических манипуляций. К примеру, можно понизить величину прожиточного минимума, как это уже было сделано в первом полугодии текущего года. Власти мотивировали это якобы сезонным удешевлением плодоовощной продукции, которая составляет основу потребительской корзины, на основе которой и определяется прожиточный минимум. А чем ниже черта, определяющая уровень бедности, тем, понятное дело, меньше народу остается под ней и больше оказывается над ней и формально больше к нищим уже не относятся.
Возможно, когда придет срок отчитываться о победе над бедностью, власти снова проделают такой же фокус — во всяком случае, это гораздо легче, чем обеспечивать в стране стабильный экономический подъем, создавать условия для развития малого бизнеса и стимулы для личностного роста миллионов людей.
Автор: Дмитрий Докучаев