Десять лет назад, во время «предыдущего» кризиса, поэт Андрей Вознесенский написал целую поэму под таким заглавием. Она была опубликована в газете «МК» и состояла из обычных для позднего Вознесенского упражнений с метафорами и звукописью.
Если кто не понял, то «Жуткий крайзис суперстар» — аллюзия на Jesus Christ Superstar, знаменитую рок-оперу Эндрю Ллойда Уэббера.
Кто упёр мой пьедестал?
Жуткий Крайзис Суперстар.
Ну и так далее.
Поэма, наверное, может теперь быть перепечатана заново с минимальными изменениями.
Жуткий Крайзис again.
Раз в десять лет у нас по плану крайзис.
В отличие от того, дефолтного, сейчас он вроде как всемирный.
В отличие опять же от того, кириенковского, причины нового провала и обвала так называемому простому человеку непонятны.
Впрочем, а понятны ли были те причины?
«Обрушение пирамиды ГКО» — вот как это называлось в прошлый раз. ГКО — государственные краткосрочные облигации. Они не были ничем обеспечены, поэтому рано или поздно их постигла судьба всех пирамид, которые не египетские.
Сейчас в роли ГКО, насколько можно понять, — американская ипотека, люди набрали на халяву квартир и домов, бесконечно «рефинансируя» кредиты — то есть беря новые, чтобы погасить старые.
Схема известная: занимаешь рубль у одного знакомого, отдаёшь рублём, занятым у второго, с тем расплачиваешься рублём, взятым у третьего, ну и так далее. В идеале схема закольцовывается на первом знакомом, и по этому кругу можно бродить, казалось бы, бесконечно, не тратя, естественно, ни копейки своей. И закрутить так не рубль, а миллионы, миллиарды.
Оказалось, что рано или поздно за это дают по тыкве. И весь мир американская «пирамида» за собой потянула.
Чем больше шкаф, тем громче падает.
Жизнь потихоньку в России поползла «вперёд в прошлое», в задним числом ностальгический мрачняк и бардак «лихих
Всё
Ох уж этот кризис! Мерзкий, гадкий, противный, проклятый и ещё много эпитетов разной степени цензурности.
Год назад, когда кризис фактически только начинался, казалось, что так называемых простых людей он не коснётся. Какое дело нам в России до краха на американской бирже? Оказывается, дело есть.
В мире
Людей увольняют, людям урезают зарплаты, людям повышают цены и тарифы на коммунальные услуги, людям показывают фигу: кризис должен проходить «по правилам».
На этот счёт есть два афоризма. Первый: «Если упал на дно, это отлично, ибо с дна лишь один путь — наверх». Второй: «Когда я опустился на дно, снизу постучали».
Конечно, как меланхолически заметил один из персонажей Зощенко, «человек не блоха, ко всему может привыкнуть». Ну и как, привыкли?
Само слово «кризис» стало модным брендом. Разве не так? На каждом шагу — рекламные слоганы: «антикризисное предложение», «удар по кризису», «наш ответ кризису» и даже «спасибо кризису». Ещё есть «кризис-ланч» — страшно представить, как он выглядит. Об Интернете и говорить не приходится: кризис, кризисом, о кризисе… Сайты, блоги, форумы…
Будем жить. Куда мы денемся.