В другом мире эта новость могла бы стать сенсацией: в конце 2018 года Константин Арбенин возродил в новом составе свою группу «Зимовье зверей», распавшуюся девятью годами ранее. Однако и распад, и воссоединение произошли очень тихо — вряд ли их заметил кто-то, кроме поклонников коллектива. Возможно, это даже к лучшему: возникает вероятность того, что какие-то слушатели, наудачу (и по привычке) заглянув раздел «новинки русского рока» на «Яндекс.Музыку», случайно откроет для себя отменную и хорошо забытую группу. Новое творчество Арбенина и «Зимовья зверей» отличает всё то же привычное сочетание русского рока и бардовской песни, а также высокий уровень поэзии, качественная философия и повышенная уверенность в себе. Вовлечённый в шоу-бизнес рецензент с первой песни нового альбома начнёт задаваться вопросом, а почему «Зимовье зверей» так и не стало общественным достоянием и классиками русрока, оставшись во многом «вещью в себе» и культовым проектом для немногочисленных понимающих. Композиции с «Новейшей хронологии» сгоряча можно принять за продукт, который может вывести русский рок из кризиса: в этих произведениях («Новейшая хронология», «Из лета в осень переезд», «Лорелея», «Пустарь», «Пока они здесь», «Сага о своём», населённая персонажами покойного Эдуарда Успенского) совершенно не чувствуется какого-то стремления угнаться за прошлыми успехами вышедшего из моды жанра. Напротив, Константин Арбенин будто бы даёт понять, что только так и должна звучать музыка. На фоне утративших эту веру коллег (а особенно новичков, пытающихся работать в этой стилистике) он действительно выглядит штурманом и капитаном в одном лице.
Ну а теперь оставим в стороне эмоциональные реакции и попробуем вспомнить предыдущий этап биографии «Зимовья зверей». Как я уже упоминал, группа не имела широкой популярности — и знаете почему? Потому что не стремилась к ней совершенно. В отличие от бывшей жены, Константин Арбенин явно не мечтал ни о каких «Олимпийских» и ни о каких толпах поклонниц, горячо реагирующих на проповеди о «горючем снайперизме». В итоге Константин подарил Диане Сергеевне звучную «звёздную» фамилию, а сам остался бродячим трубадуром, настоящим независимым музыкантом и поэтом, для которого формулировать и корпеть над рифмами и образами всегда будет важнее попыток понравиться публике и предугадать, как «слово наше отзовётся». Разумеется, какая-то часть поклонников будет относиться к каждому слову Константина Арбенина с большим вниманием и почтением, но таких людей никогда не будет слишком много.
Хотя с «Новейшей хронологией» я бы на его месте попытался расширить аудиторию. Творческая пауза явно пошла на пользу артисту, к тому же в обществе возник некоторый дефицит хорошей песенной поэзии и вообще композиций, дающих пищу для размышления интеллигентным (вот даже какое слово вспоминается) слушателям. Эти пустоты можно с большой пользой заполнить новыми песнями «Зимовья зверей». Некоторые произведения почему-то вызывают тот же необъяснимый иррациональный восторг, с которым мы слушали альбом «Который возвращается» группы «Високосный год». Вроде всё сделано неправильно и старомодно, но до чего же хорошо становится на душе.
Алексей Мажаев, InterMedia