Московские трамваи вошли в историю не только как механическое средство передвижения. Они сыграли огромную роль в развитии Москвы в первой половине 20 века, навсегда стали частью культуры и фольклора москвичей. Достаточно вспомнить произведения писателей 20-х и 30-х годов – в десятках из них есть упоминания трамваев. Однако не все знают, как тяжело давалось московским властям своевременное обеспечение Москвы транспортом.
В первые годы XX века электрический трамвай был лишь приятным дополнением к обширной сети конных трамваев. Но увидев его перспективность, Московская Дума приняла решение переименовать конно-железные дороги в городские железные дороги и передать их в городское управление. С этого началась эра обширной прокладки новых путей и переустройства старых конных.
К началу Первой Мировой войны обширная трамвайная сеть уже опоясала центр Москвы и даже частично окраины. Появились абонементы на проезд, на трамваях установили защиту для предотвращения падения людей на рельсы. В составе работал вагоновожатый и кондуктор. Вагоновожатый в любую погоду стоял на передней открытой площадке, а кондуктор руководил входом-выходом пассажиров и сбором денег. Но война внесла свои коррективы. С массовым призывом сотрудников трамвая на фронт и введением льгот для раненых трамвай стал терпеть убытки. Несмотря на нехватку личного состава, руководство городского трамвая до последнего отказывалось принимать на работу женщин. Лишь в 1915 году женщины впервые стали работать кондукторами.
В годы Гражданской войны трамвайное сообщение в Москве всё больше приходило в плачевное состояние. Отсутствие кадров, остановка заводов, нехватка деталей, варварский ремонт составов за счёт других вагонов, перебои с топливом привели к практически полной остановке трамваев в 1920 году. Однако даже хаос Гражданской войны не помешал осознать важность трамваев для города. С 1921 года Моссовет принимает решение активно восстанавливать московское транспортное сообщение. Выдвигается лозунг: «На борьбу с трамвайной разрухой!». В итоге благодаря усилиям Моссовета и московских рабочих к 1923 году трамвайная сеть Москвы была восстановлена и начала увеличиваться.
С середины 20-х годов начинается золотая эра московского трамвая. Именно в это время забавные истории из будней в трамвае упоминаются М.Зощенко, М.Булгаковым, И.Ильфом и Е.Петровым. Молодой СССР с бурно развивающейся экономикой, НЭПом и социалистической пропагандой нуждается в быстрой, современной столице. Тысячи рабочих и служащих перевозились ежедневно московскими трамваями. Будучи основным городским транспортом трамваи не справлялись с огромным пассажиропотоком. В вагонах регулярно возникали давки. Трамваи стали местом постоянной ругани. В «Золотом теленке» И.Ильф и Е.Петров рассказывают: «Склоку в них начинала какая-нибудь мстительная старушка в утренние часы предслужебной давки. Постепенно в ссору втягиваются все пассажиры вагона, даже те, которые попали туда через полчаса после начала инцидента. Уже злая старушка давно сошла, утеряна уже причина ссоры, а крики и взаимные оскорбления продолжаются, и в перебранку вступают все новые кадры пассажиров. И в таком вагоне до поздней ночи не затихает ругань.» «…300 человек в принудительных объятиях друг у друга едут по своим делам. Конечно, идет обмен разными репликами, раздаются крики с мест, слышатся стоны, кряхтение и, наконец, голос доведенного до отчаяния кондуктора, который вдруг заговорил стихами: «Двиньтесь, граждане, вперед, станьте между лавочек.»
Москве требовались изменения, поэтому было принято решение о замене наиболее загруженных трамвайных линий на автобусный транспорт. Таким образом, в 30-е годы большое количество рельсов в центре были демонтированы. Самый яркий пример – маршрут, проходящий через Красную площадь. При этом прокладывались новые пути на окраины столицы, способствующие развитию и расширению Москвы. К тому же в 1935 году была запущена первая линия Московского метрополитена, что также снизило роль трамваев в центре города.
«Золотая эра» трамвая в Москве завершилась, однако его роль в развитии города и нашей страны неоценима.