В Москве существуют чайные клубы, проводятся мастер-классы, происходит популяризация восточного чаепития. Но под чайной церемонией часто подразумевают простое чаепитие из красивой китайской посуды. Так что же такое чайная церемония?
Большой город. В ежедневнике — список дел на день, постоянная переписка в социальных сетях, электронной почте, смс, звонки по мобильному. Городскому жителю ежеминутно приходится сталкиваться с огромным потоком информации. Скорость жизни настолько велика, что несложно забыть о каких-то важных событиях. Хроническая нехватка сна и отдыха — постоянные спутники горожанина. Люди гонятся за прибылью, пытаются обогнать время, чтобы всё успеть. Зачем всё это?
Древние китайцы знали ответ на этот вопрос: незачем. Их философия была неразрывно связана с буддизмом, что отразилось на главных ценностях. А именно, на стремлении к гармонии, спокойствию и размеренности. Различные медитативные церемонии вписались в ежедневный быт и сейчас составляют обыденность простого китайца.
В Европу ещё с середины XX века начали активно проникать элементы восточной философии. В последнее время в городах появляется всё больше клубов йоги, восточной культуры, чаепития. Именно ежедневный стресс и огромный поток информации побуждает людей искать покоя, умиротворения. Однако заимствуя отдельные элементы из буддистских практик нельзя игнорировать их философскую составляющую, иначе происходит подмена понятий, и поставленные цели не достигаются. Неправильное понимание смысла действий делает их бесполезными. Это и есть главная проблема практик, которые европейцы заимствуют у Востока.
Один из классических примеров китайской медитативной церемонии и визитная карточка китайской и японской культур — чайная церемония. На сегодняшний день в Москве существует несколько клубов чайной культуры, проводятся мастер-классы и происходит популяризация восточного чаепития. Но несмотря на это под чайной церемонией часто подразумевают простое чаепитие из красивой китайской посуды.
Так что же такое чайная церемония?
Традиция чаепития берёт своё начало в Китае где-то глубоко в веках. Существует несколько красивых легенд о её появлении. В одной из первый патриарх буддизма Бодхидхарма, сидя в медитации, почувствовал, что глаза его закрываются и против воли его клонит ко сну. Тогда, рассердившись на себя, он вырвал свои веки и бросил их на землю. На этом месте вскоре вырос необычный куст с сочными листьями. Позже ученики Бодхидхармы стали заваривать эти листья горячей водой — напиток помогал им сохранить бодрость. В другой Шэнь Нун, культурный герой китайской нации, бродил по Китаю, изучая травы. Действие трав он испытывал на себе, наблюдая при этом за воздействием съеденной травы сквозь свой прозрачный живот. По одной из версий легенды, однажды он попробовал очередное незнакомое растение и сильно отравился. Почувствовав себя плохо, он лег на землю под неизвестным ему кустом и закрыл глаза. Внезапно с листьев этого куста скатилась росинка. Проглотив росинку, Шэнь Нун почувствовал облегчение и прилив бодрости.
Чай всегда использовался как тонизирующее средство, помогающее сохранять бодрость. Скорее всего, именно это качество помогло ему стать неизменным спутником монахов во время медитаций. Со временем чаепитие обросло множеством правил и превратилось в ритуал. Первое систематическое описание чайной культуры Китая датируется VIII веком. Это знаменитый «Трактат о чае», называемый «Ча цзин», а автор его — известный поэт танской династии Лу Юй. Кстати, Лу Юй впоследствии стал почитаться как чайное божество.
Как готовят чай в Китае
Чайная церемония, в первую очередь, направлена на раскрытие вкуса чая. Для этого существуют специальные правила, различные для разных сортов чая. Вначале чай пересыпается из чайницы в чахэ — посуда для знакомства с чаем. Это один из наиболее важных моментов чайной церемонии. С помощью чахэ происходит первое знакомство с чаем, а первое впечатление бывает только один раз. В чахэ оценивается вид чайных листьев и их запах.
Есть несколько способов заваривания. Самый популярный — в специальной чаше, состоящей из чашки, крышки и блюдца — гайвани. Согласно философии чайной церемонии эти части символизируют гармонию “небо — человек — земля”. Только гайвань может удовлетворить всем четырем условиям дегустации чая: позволяет наиболее полно ощутить аромат, цвет, вкус чая и полюбоваться раскрытием листьев. Также можно использовать специальный чайник. После заварки в гайвани в течение 10-30 секунд чай через ситечко переливается в гундаобэй — специальную посуду, которая помогает контролировать концентрацию чая, наблюдать за его цветом и определить его качество. Пьётся чай из чашечек особой формы, рассчитанной специально под разные сорта чая. Вся посуда стоит на подносе — чабани. Каждый отдельный элемент чайной церемонии может быть произведением искусства, а может выглядеть простым и неприметным. Но все они несут одинаковую функцию: помочь прочувствовать вкус и запах чая, проникнуть в его душу.
Чаепитие дзен
В китайской культуре традиция чаепития приобрела массовый характер и превратилась в ежедневный ритуал, который часто используется как выражение различных социальных проявлений (извинение, выражение благодарности, знак уважения). Буддийское восприятие чая осталось, в-основном, в монастырях. В Японии же чайная церемония в большей мере сохранила своё духовное значение. Традиционно японское чаепитие происходит в специальном чайном домике — тясицу. Своим убранством он напоминает крошечную бедную хижину. Он предельно скромен как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Непритязательность обстановки создаёт высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следует путем философского осмысления реальности. В качестве украшений допускается лишь свиток с философским изречением, картина старинного художника и букет цветов. Процедура чайной церемонии и устройство тясицу отражают основные идеи дзэн. Согласно положениям сутр, в помещении подобного размера однажды смогли поместиться восемьдесят четыре тысячи учеников Будды. Эта аллегория имеет в своей основе теорию буддизма, отрицающую наличие у истинно «просветленных» веса и объема тела. Размер помещения и полумрак подводят к состоянию умиротворения и уединения, к медитации. Этому также способствует японский сад, который обязательно разбивался вокруг чайного домика.
Истинная чайная церемония проходит очень медленно. Участники наслаждаются процессом, сосредоточенно осознают свои действия. Ведь каждый элемент церемонии наполнен духовным смыслом. В процедуре чаепития нет ничего лишнего, ничего не делается просто так. Тщательно подобранный сорт чая, подходящий под внутреннее состояние, размеренная подготовка к церемонии, медленные сосредоточенные движения, правильное приготовление чая и, наконец, наслаждение и сближение с чаем — всё это совпадает с буддийским учением.
Рассмотрев пример чайной церемонии, можно так же судить и о других элементах восточной культуры. Они неотделимы от философии и буддизма. Поэтому для их правильного понимания очень важно делать упор именно на духовной составляющей. Как сказал Сиддхартха Гаутама (Будда): «Посвятивший себя суете и не посвятивший себя размышлению, забывший цель, цепляющийся за удовольствие завидует самоуглубленному».