В творчестве писателя Анатолия Королева образ Пушкина — постоянный ориентир. Королев выступает и как
— Личный опыт детства: приобщение к Пушкину. Как оно начиналось?
— Мы жили тогда в рабочем поселке Дегтярка, недалеко от Свердловска… Там и начался мой Пушкин. Мне было года три, когда мама купила модную в те годы складную детскую книжку — горизонтально склеенные листы картона с цветными рисунками с обеих сторон, собранные гармошкой в повествовательный сюжет. Эта книженция легко складывалась в стопку и так же молниеносно раскладывалась волшебной полосой… Читать я еще не умел, и читала мама: «У лукоморья дуб зеленый (что такое „лукоморье“, я не понимал), златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом, идет направо — песнь заводит, налево — сказки говорит, там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит… там ступа с бабою Ягой (эту кикимору я уже знал) идет, бредет сама собой» (а ступа у нас была на кухне, в ней мама растирала пестиком перец горошком)…
От обилия чудес моя душа занималась восторгом, ведь в том сладком неразумном возрасте
Но я не знал, что это написал Пушкин!
— Когда же имя Пушкина соединилось для вас с его текстом?
— Дело было так: в сборнике стихотворений и сказок Пушкина я встретил чудесную иллюстрацию к стихотворению Пушкина «Зимний вечер», исполненную художником Дехтеревым, где я увидел старушку за накрытым столом и ее гостя — курчавого господина, с рукой на спинке стула, — и я вдруг неизвестно почему, но сообразил: это Пушкин! Это же он говорит няне: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, выпьем с горя, где же кружка? Сердцу будет веселей». Его гений был так доходчив, так прост, что казалось, это я сам — сам — так складно сложил и написал, а не Пушкин.
— Что для вас «мой Пушкин» и «школьный Пушкин»?
— Мой Пушкин сначала был слегка шалуном, что ли, взрослым курчавым сказочником с котом на руках. И говорил он не как все, а шпарил сразу стихами: «
Гений Пушкина вдруг
Стоял жаркий солнечный день.
Солнце сияло (Пушкин).
И тут случилась одна странность.
Я стоял в размышлении, то ли это место, развернув карту Москвы, и вдруг почувствовал
Короче, место рождения Пушкина до сих пор находится под охраной неведомых сил. А я же по иронии судьбы, сменив три московских адреса, сейчас живу в Лефортово, только не на пушкинском правом, а на левом берегу Яузы, и моя короткая улочка спускается прямиком к Семеновской набережной…. Если бы не река, то идти по диагонали до угла на Малой Почтовой и Госпитального переулка, к месту рождения Пушкина, мне минут пятнадцать. А если же взглянуть на Москву, скажем, из космоса, то мой дом и пушкинский пустырь сольются в одну точку.
— А есть ли в вашем отношении к солнечному Пушкину теневая сторона?
— Мне порой кажется, что иногда,
Одно из черновых названий повести было «Парк Аннибала».
От Аннибала до Ганнибала и Пушкина один шаг.
Так от двойного дыхания Пушкина запотело зеркало текста.
И еще.
Был, например, один сон, который вспыхнул и вмиг погас как спичка, но я успел проснуться, пока сон еще дымился гарью в моей голове, и я принялся пристально вглядываться назад, и мне удалось припомнить тот сон, я увеличил его до размеров пяти минут и разглядел следующее: дело было так. Мы столкнулись с Пушкиным в Козихинском переулке, недалеко от боковой двери гастронома Елисеева. Я по сну считался живым, а он — с того света. Пушкин мерещился в виде неразличимой фигуры напротив и рукой, своими длинными полированными когтями, вертел пуговицу на моем осеннем пальто, при этом его контур то гас, то вспыхивал. Словно при грозе. Только гром отключили. Все было бесцветным. Он шел на меня, я же пятился. И между нами случился такой беззвучный разговор. «Что с ней?» — молча спросил он. Я сразу понял, о ком речь, и ответил: все исполнила по вашему слову, два года жила в деревне, потом вышла замуж за Ланского. И, кажется, в ответ призрак кивнул: я знаю, хороший малый. «А он?» И я тоже понял, о ком вопрос. А он… он был выслан. Стал французским сенатором. Долго жил. Нет правды на земле, подумал тот контур и с силой стал вертеть мою пуговицу —
Мог бы я выдумать эту историю?
Наверное, мог, в пересказе явно проступает структура сюжета: завязка, кульминация, развязка. А ведь сны не следуют человеческой логике. И все же именно в таком вот связном виде, в такой очередности фраз встреча с призраком в ночи ожила и развернулась целой сценкой, когда я стал мысленным взором изучать и разглядывать этот увеличенный оттиск сновидения в собственной памяти.
Лучше было бы не писать об этом, вычеркнуть.
Но как я мог так ошибиться с местом памятника? Я же прекрасно знаю, где стоит монумент работы Опекушина! Вот что не дает мне покоя.
Ошибка делает мой сон правдой. И я его не вычеркиваю.
— Что вас побуждает вновь и вновь обращаться к Пушкину и как это общение воздействует на вас?
— Пушкин удовлетворяет мою жажду прекрасного. Так, говорят, великий пианист Горовец, просыпаясь по утрам, сразу спешил к роялю проиграть
Пушкин рождает линию, которой можно обвести контур любого переживания.
Пушкин обладает блеском и прочностью резной хрустальной солонки, которую держишь в руке в полном мраке и, даже закрыв глаза, видишь ее граненый блеск на горизонте.
Пользуясь случаем, советую читателям читать, например, «Капитанскую дочку» в старой орфографии, то есть в той, какой писал сам Пушкин, поверьте, все эти «еры» и «яти» придают тексту дополнительную силу и прочность. И Пушкин ее учитывал. В нашей орфографии проза Пушкина лишается этой виртуозной оркестровки.
Елена Иваницкая
В творчестве писателя Анатолия Королева образ Пушкина — постоянный ориентир. Королев выступает и как
— Личный опыт детства: приобщение к Пушкину. Как оно начиналось?
— Мы жили тогда в рабочем поселке Дегтярка, недалеко от Свердловска… Там и начался мой Пушкин. Мне было года три, когда мама купила модную в те годы складную детскую книжку — горизонтально склеенные листы картона с цветными рисунками с обеих сторон, собранные гармошкой в повествовательный сюжет. Эта книженция легко складывалась в стопку и так же молниеносно раскладывалась волшебной полосой… Читать я еще не умел, и читала мама: «У лукоморья дуб зеленый (что такое „лукоморье“, я не понимал), златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом, идет направо — песнь заводит, налево — сказки говорит, там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит… там ступа с бабою Ягой (эту кикимору я уже знал) идет, бредет сама собой» (а ступа у нас была на кухне, в ней мама растирала пестиком перец горошком)…
От обилия чудес моя душа занималась восторгом, ведь в том сладком неразумном возрасте
Но я не знал, что это написал Пушкин!
— Когда же имя Пушкина соединилось для вас с его текстом?
— Дело было так: в сборнике стихотворений и сказок Пушкина я встретил чудесную иллюстрацию к стихотворению Пушкина «Зимний вечер», исполненную художником Дехтеревым, где я увидел старушку за накрытым столом и ее гостя — курчавого господина, с рукой на спинке стула, — и я вдруг неизвестно почему, но сообразил: это Пушкин! Это же он говорит няне: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, выпьем с горя, где же кружка? Сердцу будет веселей». Его гений был так доходчив, так прост, что казалось, это я сам — сам — так складно сложил и написал, а не Пушкин.
— Что для вас «мой Пушкин» и «школьный Пушкин»?
— Мой Пушкин сначала был слегка шалуном, что ли, взрослым курчавым сказочником с котом на руках. И говорил он не как все, а шпарил сразу стихами: «
Гений Пушкина вдруг
Стоял жаркий солнечный день.
Солнце сияло (Пушкин).
И тут случилась одна странность.
Я стоял в размышлении, то ли это место, развернув карту Москвы, и вдруг почувствовал
Короче, место рождения Пушкина до сих пор находится под охраной неведомых сил. А я же по иронии судьбы, сменив три московских адреса, сейчас живу в Лефортово, только не на пушкинском правом, а на левом берегу Яузы, и моя короткая улочка спускается прямиком к Семеновской набережной…. Если бы не река, то идти по диагонали до угла на Малой Почтовой и Госпитального переулка, к месту рождения Пушкина, мне минут пятнадцать. А если же взглянуть на Москву, скажем, из космоса, то мой дом и пушкинский пустырь сольются в одну точку.
— А есть ли в вашем отношении к солнечному Пушкину теневая сторона?
— Мне порой кажется, что иногда,
Одно из черновых названий повести было «Парк Аннибала».
От Аннибала до Ганнибала и Пушкина один шаг.
Так от двойного дыхания Пушкина запотело зеркало текста.
И еще.
Был, например, один сон, который вспыхнул и вмиг погас как спичка, но я успел проснуться, пока сон еще дымился гарью в моей голове, и я принялся пристально вглядываться назад, и мне удалось припомнить тот сон, я увеличил его до размеров пяти минут и разглядел следующее: дело было так. Мы столкнулись с Пушкиным в Козихинском переулке, недалеко от боковой двери гастронома Елисеева. Я по сну считался живым, а он — с того света. Пушкин мерещился в виде неразличимой фигуры напротив и рукой, своими длинными полированными когтями, вертел пуговицу на моем осеннем пальто, при этом его контур то гас, то вспыхивал. Словно при грозе. Только гром отключили. Все было бесцветным. Он шел на меня, я же пятился. И между нами случился такой беззвучный разговор. «Что с ней?» — молча спросил он. Я сразу понял, о ком речь, и ответил: все исполнила по вашему слову, два года жила в деревне, потом вышла замуж за Ланского. И, кажется, в ответ призрак кивнул: я знаю, хороший малый. «А он?» И я тоже понял, о ком вопрос. А он… он был выслан. Стал французским сенатором. Долго жил. Нет правды на земле, подумал тот контур и с силой стал вертеть мою пуговицу —
Мог бы я выдумать эту историю?
Наверное, мог, в пересказе явно проступает структура сюжета: завязка, кульминация, развязка. А ведь сны не следуют человеческой логике. И все же именно в таком вот связном виде, в такой очередности фраз встреча с призраком в ночи ожила и развернулась целой сценкой, когда я стал мысленным взором изучать и разглядывать этот увеличенный оттиск сновидения в собственной памяти.
Лучше было бы не писать об этом, вычеркнуть.
Но как я мог так ошибиться с местом памятника? Я же прекрасно знаю, где стоит монумент работы Опекушина! Вот что не дает мне покоя.
Ошибка делает мой сон правдой. И я его не вычеркиваю.
— Что вас побуждает вновь и вновь обращаться к Пушкину и как это общение воздействует на вас?
— Пушкин удовлетворяет мою жажду прекрасного. Так, говорят, великий пианист Горовец, просыпаясь по утрам, сразу спешил к роялю проиграть
Пушкин рождает линию, которой можно обвести контур любого переживания.
Пушкин обладает блеском и прочностью резной хрустальной солонки, которую держишь в руке в полном мраке и, даже закрыв глаза, видишь ее граненый блеск на горизонте.
Пользуясь случаем, советую читателям читать, например, «Капитанскую дочку» в старой орфографии, то есть в той, какой писал сам Пушкин, поверьте, все эти «еры» и «яти» придают тексту дополнительную силу и прочность. И Пушкин ее учитывал. В нашей орфографии проза Пушкина лишается этой виртуозной оркестровки.
Елена Иваницкая