Правдивая ложь статистики
Каждый, кто смотрел фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» знает, что статистика — наука точная и не терпит приблизительности, однако даже точными цифрами можно заставить человека обмануться и принять недальновидное решение. Существует масса статистических уловок, большая часть которых была описана еще в 1954 году Даррелом Хаффом в книге «Как лгать при помощи статистики». Дело в том, что для анализа данных используются разные системы. Например, подсчет доходов жителей одного и того же района по среднему арифметическому числу будет 15 000 долларов, при подсчете по медиане — 3500 долларов (у одних доход выше этой цифры, у других ниже), при расчете модального дохода (самая частая цифра) — 5000 долларов. При этом речь идет об одних и тех же жителях. Так что с помощью статистики можно легко манипулировать цифрами.
Ошибка выживших
Иногда человек полагается на статистику по «выжившим» данным: больше доверяет рассказам о людях, победивших болезнь или достигших высот в развитии бизнеса с нуля. При этом мозг воспринимает лишь одну сторону медали и у человека создается впечатление, что открыть свое дело без серьезных вложений — это легко, а пробежать марафон — очень полезно для здоровья. Обобщенные высказывания, как правило, не содержат информации о том, что некоторые бизнесмены обанкротились и лишились последнего имущества, а неподготовленные к марафону люди часто получали серьезные травмы или даже гибли.
Ошибка хиндсайта
Хиндсайт — это ретроспективное искажение, при котором человеку свойственно считать произошедшие факты предсказанными заранее, несмотря на то что информации о них не было. Данный феномен представляет собой ошибку памяти: вам кажется, что именно так вы и представляли себе результаты происходящего. Например, когда вы читаете новую статью, усвоенный материал кажется простым и даже очевидным. Хиндсайт порождает эффект самонадеянности, описать который можно фразой «я так и думал». Хотя знать и думать об этом вы не могли — из-за отсутствия данных.
Стокгольмский синдром покупателя
Сам по себе стокгольмский синдром говорит о симпатии жертвы к агрессору. Одноименный синдром покупателя — это своеобразная интерпретация основного термина, но в данном случае «агрессором» выступают неосознанные и ненужные покупки, после совершения которых человек начинает оправдывать себя, находя в приобретенных предметах все больше нужных качеств и функций.
Функциональная фиксация
Этот феномен связан с шаблонностью мышления. Мозг попадает в ловушку из-за привычки использовать предмет с определенной целью и отказывается воспринимать знакомую вещь по-другому. Само по себе искажение появляется на основе опыта и для экономии времени, но ведет к снижению креативности мышления. Кстати, маленькие дети редко сталкиваются с такой фиксацией: они с удовольствием копают ложкой землю в цветочном горшке, а из стакана делают вагон поезда. Для исследования функциональной фиксации проводился эксперимент, в котором испытуемым предоставляли канцелярские кнопки, спички и свечу. Последнюю нужно прикрепить к стене так, чтобы горячий воск не капал на стол. Большинство испытуемых пытаются использовать сами кнопки в качестве креплений, вместо того чтобы сделать подставку из коробка.
Ошибка игрока
Именно этому психологическому эффекту казино обязаны своими многомиллионными доходами. Ошибка игрока заключается в том, что азартному человеку при случайном выборе свойственно находить зависимость между предыдущими попытками и следующей. Другими словами, это вера в то, что «вот сейчас точно повезет, ведь я уже столько раз пробовал». На самом деле, сколько бы на монете ни выпадала решка, исход выпадения орла это никак не приближает. Вероятность выпадения и орла, и решки всегда будет одинаковой — 50 на 50.
Эффект якоря
С эффектом якоря каждый из нас сталкивается ежедневно. Например, вы приходите в магазин и видите, что только сегодня можно приобрести товар, который раньше стоил в два раза дороже. Вас не смущает, что вы и не хотели делать покупку, что реальная стоимость и без того завышена. Вы покупаете товар, потому что видите «очевидную» выгоду. Эффект якоря был не раз доказан экспериментально, о чем сообщается в исследовании 1974 года Амоса Тверски и Дэниэла Канемана (лауреата Нобелевской премии по экономике в 2002 году). Для «якорения» участников эксперимента они использовали простую рулетку. Двум группам респондентов задавали один и тот же вопрос о проценте числа африканских стран в ООН, при этом участники крутили рулетку. В той группе, где на рулетке выпало большее число, участники называли большее число в качестве ответа. Эффект якоря широко используется в маркетинге и кросс-продажах, когда мозг цепляется за высокую цену нужного вам товара и считает выгодной покупку аксессуара к нему.
Ложная память
Эффект ложной памяти известен давно, а свое второе название — «эффект Манделы», он получил в 2013 году, когда политика не стало. Тогда поисковые системы получили много запросов на тему смерти лидера, анализ которых показал, что большинство людей считали Нельсона Манделу погибшим еще в 1960-е годы. В то время он попал в тюрьму, освободившись из которой продолжил свою борьбу, а в 1994 году стал президентом ЮАР. Ложная память есть у каждого. Она формируется на основании наших личных представлений и фантазий, базируется на информации, услышанной от других. Очень часто ложная память формируется как ответ на стрессовое событие. Именно поэтому так часто выжившие в катастрофах путаются в показаниях и могут вспоминать противоречащие друг другу вещи.
Эффект ИКЕА
Когнитивное искажение, названное в честь крупнейшего мебельного ретейлера, заключается в том, что мы готовы платить больше за продукт, к созданию которого сами прикладываем усилия. Эффект ИKEA касается не только покупок в магазинах. Актуален он и тогда, когда мы склонны считать результаты своей работы более значимыми, чем плоды работы других. Подсознательно мы часто строим картину мира на основе лишь собственных размышлений, игнорируя чужие. Пусть они и более верные
Ирина Рудевич