Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

115 лет со дня рождения легендарного композитора: Исаак Дунаевский изменял жене ради вдохновения

Исаак Дунаевский написал не один десяток хитов, получив от потомков прозвище Красный Моцарт. О том, как рождались на свет произведения, пережившие автора, рассказывают его биографы и сын, композитор Максим Дунаевский.

"Будь здорова, гражданка корова"

Имя Дунаевского стало известно широким массам, после того как он написал музыку к фильму "Веселые ребята" (1934). 

- Заказ сделать первую музыкальную кинооперетту как наш ответ Голливуду шел от Сталина, - поясняет Максим Дунаевский. - Отца сразу же пригласили писать музыку. Еще до того как был выбран режиссер - им стал Григорий Александров.

Композитор быстро сочинил музыку, в том числе "Марш веселых ребят". Но слов в марше долго не было.

- Первые попытки написать текст не увенчались успехом, - рассказывает писатель Федор Раззаков. - Тогда кинематографисты обратились в "Комсомольскую правду", на страницах которой объявили конкурс: готовится фильм, есть музыка, нужны слова. На призыв откликнулись многие поэты. Но написанные ими стихи плохо ложились на музыку. В архиве Григория Александрова сохранились разные варианты, в том числе курьезные. Поскольку песню по сценарию должен был петь пастух, предлагался даже такой текст: "Так будь здорова, гражданка корова, счастливый путь, уважаемый бугай".

Лишь позже автор острых сатирических стихов Василий Лебедев-Кумач принес строчки, которые всех устроили: "Легко на сердце от песни веселой".

"Марш веселых ребят" зазвучал даже во время парадов на Красной площади. Его назвали маршем века. А ведь выход фильма сначала оказался под угрозой срыва из-за ареста Николая Эрдмана и Владимира Масса - сценаристов фильма.  Ленту положили на полку. Однако в 1934-м картину увидел Горький. Предложил заменить рабочее название "Джаз-комедия" на "Веселые ребята" и пригласил к себе на дачу создателей картины. На просмотр прибыл Сталин. Вождь вынес вердикт: "Хороший фильм. Посмотрел, будто в отпуске побывал".

Гонорар за "Веселых ребят" Дунаевский получил лишь спустя почти год по окончании работы. И потом в шутку приводил разговор с женой. "Мы стали лучше жить". - "Как ты это заметила?" - "Соседи стали чаще просить в долг".

По словам очевидцев, Исаак Дунаевский творил легко, словно играючи. Фото: РИА Новости

Сталин был недоволен песней про себя

- "Волга, Волга" - один из самых любимых фильмов Сталина, - рассказывает Максим Дунаевский. - Но отец не считал себя любимым композитором Иосифа Виссарионовича, хотя, безусловно, вождь его знал и выделял. 

Биограф Дунаевского Наум Шафер и вовсе пишет, что музыка Дунаевского Сталину нравилась, но самого композитора вождь недолюбливал: раздражала его популярность и разочаровала маловыразительная "Песня о Сталине", которая не могла сравниться с вдохновенной "Песней о Родине" ("Широка страна моя родная"). Когда в 1937 году генсеку включили на патефоне только что написанную "Песню о Сталине", кто-то из числа ближнего круга ее похвалил: мол, композитор приложил весь свой талант, чтобы создать музыку, достойную великого вождя.

- Да, товарищ Дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто не пел, - заметил в ответ "отец народов". 

Песню народ действительно не запел. 

Композитор и его женщины

Исаак Дунаевский был натурой азартной и увлекающейся во всем, включая женщин. Несмотря на неброскую внешность, ему удавалось покорять сердца самых красивых барышень. Правда, в 19 лет он пережил сердечную драму, влюбившись в замужнюю 40-летнюю актрису Веру Юреневу. Она приняла ухаживания юнца и даже предложила ему написать для нее музыку, а потом его внезапно бросила.

"Встрече с ней я обязан одним из лучших моих произведений - музыкой к "Песни песней". Она лежит у меня далеко спрятанной как нежное и хрупкое воспоминание далекой и печальной моей любви", - писал Дунаевский.

Тогда брошенный музыкант нашел утешение - скоропалительно женился на студентке университета Марии Швецовой и буквально через год развелся. Второй раз женился на балерине Зинаиде Судейкиной, сочинил для нее сольные номера. Она считалась его законной женой, хотя, помимо нее, у композитора были любовницы и гражданские жены. Зинаиде композитор объяснял, что любовные романы нужны ему для вдохновения. И супруга терпела...

Балерина Зинаида Судейкина, вторая жена короля мелодии, смирилась с изменами супруга. Фото: Соцсети

В 1929 году Дунаевский увлекся женой знакомого актера Павла Поля - актрисой Лидией Петкер. Судейкиной донесли новость. В письме ей Дунаевский покаялся, сообщив, что "сотня женщин не заменит один твой золотой волос".

С 1943 года и на протяжении пяти лет его гражданской женой стала танцовщица Наталья Гаярина. Зинаида Сергеевна об этом знала. Дунаевский буквально разрывался между двумя любимыми женщинами.

Танцовщица Наталья Гаярина была гражданской женой Дунаевского около пяти лет. Фото: Соцсети

Наконец перестал Наталье звонить, а жене написал записку: "Никакая сила новой страсти не в состоянии отвратить мои чувства от тебя".

- Однако после расставания с Гаяриной у Дунаевского случился роман со звездой советского кино Лидией Смирновой. Они познакомились во время съемок фильма "Моя любовь". Через год кипучих страстей Дунаевский предложил Смирновой выйти за него замуж, но, получив отказ,  прекратил с ней всякие отношения и вернулся в лоно семьи, - рассказывает Федор Раззаков.

Лидию Смирнову после года страстного романа композитор позвал замуж. Она отказала. Фото: Соцсети

До интернета изобрел виртуальную любовь

Реальные романы не мешали композитору вести любовную переписку с поклонницами, у которых сразу просил выслать фото. Как подметил один из исследователей его жизни, Дунаевский изобрел виртуальную любовь до появления интернета.

"Я любил Вас и Ваши письма, как люблю жизнь и солнце", - писал он Людмиле Райнль, инженеру. Но когда она, проникшись, однажды приехала к Дунаевскому, тот испытал почти раздражение. Он вовсе не желал путать любовь по переписке с реальными страстями. 

Балерина Зоя Пашкова (на фото) родила музыканту сына Максима, который, как и отец, стал композитором. Фото: Соцсети 

В браке с Судейкиной у Исаака Осиповича родился сын Евгений, ставший не композитором, а художником. В 1945 году у Дунаевского от гражданской жены, 19-летней балерины Зои Пашковой, появился на свет сын Максим, унаследовавший музыкальные гены отца. 

- Мне исполнилось десять лет, когда папы не стало. Поэтому воспоминания остались детские, отрывочные. Он был прекрасный, заботливый отец. Привил мне любовь к музыке, - говорит Максим Дунаевский.

Последние годы жизни Исаак Осипович метался между двумя семьями. Выхлопотал для молодой гражданской жены квартиру в композиторском кооперативе, купил ей дачу в Снегирях. Вскоре должно было состояться новоселье, но маэстро не дожил. Утром 25 июля 1955 года он умер от сердечного приступа. 

На рояле остался лежать нотный листок с недописанным музыкальным номером из оперетты "Белая акация", а на столе - письмо. Это было очередное послание очередной подруге по переписке...

Зинаида Судейкина после смерти мужа перенесла инсульт, ее парализовало. Она была обездвижена до смерти в 1979 году. Гражданская жена Зоя Пашкова в 1991 году погибла в автомобильной катастрофе. Это случилось 30 января, в день рождения Исаака Дунаевского.

СПРАВКА "КП"

Исаак Дунаевский родился в Лохвице на Полтавщине в еврейской семье, в которой все музицировали и любили музыку. Полное его имя - Исаак Бер Иосиф Бецалев. В семь-восемь лет Исаак давал концерты соседям, к десяти начал сочинять первые пьесы. Окончил Харьковскую консерваторию. Кстати, все его пять братьев также связали свою судьбу с музыкой, но народного признания добился только он. Друзья называли Дунаевского Дуней. 

Исаак Осипович написал музыку к 28 фильмам, 62 драматическим спектаклям, а также 13 оперетт и несколько балетов.

Самые известные песни: "Песня о Родине" ("Широка страна моя родная"), "Сердце, тебе не хочется покоя", "Ой, цветет калина", "Каким ты был, таким остался", "Летите, голуби, летите!", "Дорогая моя столица". 

ДОСЛОВНО

"В нашей переписке есть неведомое наслаждение и ощущение тайного порока" 

Из писем Людмиле Райнль:

"Мне вспоминается когда-то читанная стихотворная сказочка, кажется, Лидии Лесной (была такая поэтесса!). Вот примерное содержание:

Японец японку любил очень сильно,

Он нежно ее целовал.

Когда ее не было, он плакал обильно

И горько тосковал.

Он поверял ей свои нежные тайны,

Он с ней по-японски говорил.

Но однажды

Он с негритянкой ей изменил.

"Как? - все вскричали. -

Японец японке изменил?"

Да, но... ведь он же

Негритянке не поверял нежных тайн своих,

Он нежно ее не целовал!

Ведь он же по-японски с ней не говорил!

Значит? Значит, он не изменил!

Нравится Вам эта сказочка?"

***

"Посторонний человек может принять такие слова за любовь. А ведь мы с Вами бесполые, платонические корреспонденты. Любовь? Гм! Черт побери, как это называется! Может быть, я хочу, чтобы Вы были полностью увлечены мной? Может быть, я хочу, чтобы Вы светились великолепными ощущениями "транспространственного" общения со мной?"

***

"Вы изволили совершенно точно заметить, что в нашей переписке и наших отношениях есть какое-то неведомое наслаждение и ощущение... тайного порока".

КОНФУЗ

А мелодию "спартизанил"

В 1935 году в Москве открылся первый международный кинофестиваль, распахнувший двери западным звездам.

В кинотеатре "Ударник" демонстрировался привезенный из-за рубежа фестивальный фильм о мексиканских партизанах "Капитан армии Свободы", в котором главный герой Панчо Вилья с соратниками на экране громко запевает марш мексиканских революционеров La Adelita. Зрители зашептались: звучавшая мелодия очень напоминала "Марш веселых ребят", который к тому времени знала вся страна. Ходила легенда, будто Илья Ильф из зрительного зала крикнул: "Дунаевский, вы - подлец и вор!"

По горячим следам некоторые критики публично обвинили композитора в плагиате. Но конфликт, грозивший вылиться в международный, быстро погасили сверху. Критики принесли извинения. Дунаевский выступил с объяснениями, что не видит ничего страшного в использовании в работе над музыкой к фильму американские джазовые композиции и мексиканские народные мелодии. А песню, из которой потом получился "Марш веселых ребят", ему напел вернувшийся из-за границы режиссер Александров, снимавший фильм о мексиканской революции.

Анна ВЕЛИГЖАНИНА

1784


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95