Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Юный бизнесмен зрелого возраста

Статья для «Бизнес-журнала»

Некоторое время назад я получил предложение написать статью для «Бизнес-журнала». Вчера эта статья вышла в свет. На нашем сайте я даю её без сокращений.

Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян.

* * *

Господи, перезагрузи этот мир…

(Молитва программиста)

Юный бизнесмен зрелого возраста

Кто я такой?

Как понять самого себя? Какой простой вопрос — и сложновато на него ответить.

Мне интересны люди. Я умею дружить. Ещё способен учить других тому, что хорошо знаю сам.

Оптимист и романтик в одном лице. Психолог и журналист, преподаватель факультета журналистики МГУ.

Кому-то знакомы мои книги: «1001 вопрос про ЭТО» (тираж около двух миллионов экземпляров), «Учимся говорить публично», «КомпьютЕрики шутят» (ну как же в жизни без юмора!), «Мне интересны все люди».

Кто знает, может, напишу книгу и о бизнесе. Занимаюсь им более пяти лет, и вроде успешно.

От скромности не умру: я против скромности, но за воспитанность.

За компьютер впервые сел в 57 лет. В 62 года основал фирму «ЭргоСОЛО», выпускающую курс «СОЛО на клавиатуре». Пройдя его, можно за короткий срок научиться набирать, используя слепой десятипальцевый метод, легко, свободно, красиво, получая от процесса взаимодействия с компьютером удовольствие, достигая скорости 300—400 знаков в минуту.

Чем «ЭргоСОЛО» отличается от других софтверных компаний? В чём причина успеха фирмы? Если, конечно, есть успех?

Я улыбаюсь. Успех есть. За пять лет мы научили не менее трёхсот тысяч человек. Согласитесь, звучит внушительно.

Мы не просто прикладная программа.

Мы даём людям профессию.

Мы экономим им время.

Мы помогаем каждому человеку поверить в своё «я».

Рекламно звучит? Что я могу сделать — это же правда.

К сожалению, программу воруют: кряки в Интернете, пиратские диски… Но я живу по своим правилам успеха в бизнесе.

Первое правило такое:

Старайтесь во всех удачах благодарить обстоятельства, во всех неудачах винить себя.

Поэтому ни на кого не обижаюсь, стараюсь анализировать свои промахи и делать всё для того, чтобы ошибки не повторялись.

Да, шестьдесят процентов — как минимум — имеющих компьютер знают «СОЛО на клавиатуре», слышали о фирме «ЭргоСОЛО», им знакомо моё имя. Это признание!

«СОЛО на клавиатуре» отличается от всех клавиатурных тренажёров тем, что каждый человек, проходя курс, осваивает и азы психотренинга, начинает больше верить в себя, в свои возможности.

Да, мы используем видеоклипы, музыку, звук, фотографии, карикатуры. Как говорил Вольтер, я люблю все жанры, кроме скучного. Это относится к нам: мы против скуки. Жить надо весело и учиться с задором и увлечением.

Продать — хорошо. Получить деньги — отлично. Но я всегда говорю: там, где главное — деньги, неглавным становится всё остальное: любовь, личное творчество, карьера, радости жизни, общение людей… А для меня главное — дело, которое мне должно быть интересным. Моя задача — увлечь весь коллектив своими идеями, чтобы мои коллеги ими прониклись.

Чем лучше будем работать, тем больше заработаем и повысим зарплату. Деньги сами должны находить человека.

Павел Померанцев, наш замдиректора, всё время надо мной подшучивает.

— У вас не будет денег, — говорит он. — Вы же, Владимир Владимирович, не ставите перед собой такую цель: заработать как можно больше денег. Поставьте, у вас получится.

Не соглашусь со своим коллегой. Для меня деньги не главное. Но они меня всё равно найдут. Я не против них — я за. Но я не хочу работать только из-за денег и ради денег. И цели такой не ставлю: стать как можно богаче.

Я по-другому рассуждаю. Мы делаем лучший продукт. Нас всё больше и больше покупают. А следовательно, у нас становится всё больше и больше денег.

Многие фирмы потому и разоряются, что во главу угла ставят только деньги. Купить, перепродать, сорвать куш… А мы — создатели.

Только надо проявить терпение и бить всё время в одну точку, целенаправленно, не сходя с курса. Не бояться, что тебя кто-то не поймёт. Пройдёт время, и поймут.

Вспоминаю пословицу, которую часто произносила моя учительница в школе: «Терпение и труд всё перетрут».

Время от времени к нам приходят потенциальные сотрудники. Вот и несколько дней назад пришёл в офис, а меня уже ждёт милая Оксана Васильевна:

— Я хочу у вас работать. Мне нравится ваша фирма.

— А что умеете делать, где трудились раньше?

— Я маркетолог. Могу посмотреть, как всё у вас делается, и дать советы, как надо развивать рекламу, продвигать в магазинах, в Интернете… А ещё я могу, если вы хотите, стать «засланным казачком» на фирмах ваших конкурентов. Устроюсь туда на работу и сообщу вам, как и что они делают…

Мы с исполнительным директором Максимом Меньшиковым (он принимал участие в собеседовании) вежливо поблагодарили обаятельную Оксану Васильевну и попрощались. Такие сотрудники нам не нужны.

Успех фирмы — это сотрудники. Найти хороших — проблема. Но это ведь не только у меня. Это у всех.

Теперь — второе правило успеха. К бизнесу оно имеет прямое отношение.

Нет безвыходных положений, кроме смерти. Никогда не опускайте рук. Пока мы живы, способны улучшить свою жизнь.

Помню, нас выгнали из помещения, которое мы арендовали. Это произошло на третий месяц жизни фирмы. Всё, казалось бы, закрывай фирму… Но я вспомнил о третьем правиле успеха:

Верьте в Его Величество Случай и знайте: случай приходит только к тем, кто всё делает для того, чтобы этот случай пришёл.

Помните: если, прожив день, вы не сделали ни одного доброго дела или не узнали ничего нового, — день прожит напрасно.

Я обзвонил всех своих знакомых и друзей — и нашёл помещение лучше: дешевле, ближе к центру, с постоянным Интернетом, с телефонами и достойным обслуживанием. Мне помог в этом Григорий Львович Куликов, руководитель фирмы «МИЭЛЬ».

Почему он помог? А он проходил «СОЛО на клавиатуре», понял: это полезное дело для всех, и протянул руку помощи.

Наши ученики — наши друзья.

У нас запрещено произносить слово «клиент». Ученик, солист!

Когда я начинал, у нас было два компьютера, маленькая комнатка и пять-шесть лицензионных солистов в день.

Сегодня у нас огромный парк компьютеров, круглосуточная работа фирмы; на все письма, которые приходят к нам, мы отвечаем в течение 15 минут. Мы открыли очную школу, работающую в круглосуточном режиме, без праздников и выходных. Число лицензионных солистов исчисляется сотнями в день.

А бывает так, что наступает спад настроения, всё валится из рук, не получается, все подводят?

Куда же без этого? Вдруг в завершающий период работы над очередной версией «СОЛО» ведущий программист покидает фирму. Наш партнёр, задолжавший приличную сумму, отказывается её возвращать, ибо они обанкротились. А тут ещё отрубают Интернет, и наш сайт становится недоступным…

Как правило, беда не приходит одна. Ты начинаешь решать одну проблему — наваливается десяток новых: заболевают сотрудники, отказывает телефонная связь, срывается подписание ряда важных договоров.

Как быть в этом случае?

Есть четвёртое правило успеха:

Когда вам плохо, найдите того, кому ещё хуже, и помогите ему, — вам станет значительно лучше.

Таким человеком становится для меня сотрудник нашей фирмы, кто-то из близких, друзей, знакомых.

Для меня команда «ЭргоСОЛО» — это семья, где я старший.

Кому-то надо оплатить учёбу в институте, лечение; кому-то — помочь разрешить личные вопросы. Всегда есть тот, кому нужна моя помощь.

Стиль нашей фирмы особый. У нас нет сплетен, пересудов. Мы практически не проводим никаких собраний, совещаний, многочасовых обсуждений. Для информации есть рассылка, переписка, и даже мой «Дневник предпринимателя», который я уже пять лет веду на своём сайте, позволяет каждому сотруднику быть в курсе событий.

Здесь действует пятое правило:

Относитесь к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы другие люди относились к вам.

Прежде всего я рассчитываю на сознательность.

На мой взгляд, у нас идеальная фирма. По стилю общения, по работе с учениками, по развитию нашего продукта, по сервису, который мы предоставляем в круглосуточном режиме. Мы не живём по принципу «продал — и славно, а там трава не расти». Нам важно, чтобы каждый, кто скачал нашу программу в Интернете или купил диск, прошёл курс до конца, и мы на протяжении всего обучения поддерживаем отношения с нашими учениками: пишем им письма, обзваниваем, встречаемся лично, используя все возможности современных технологий.

Я постоянно напоминаю нашему исполнительному директору и другим членам коллектива шестое правило успеха в бизнесе:

Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек должен управлять обстоятельствами.

Следовательно — планирование на два-три года вперёд, умение предвидеть те или иные возможные изменения и быть к ним готовым.

Недавно мы закончили работу над девятой версией «СОЛО на клавиатуре». Казалось бы: зачем «девятка», если восьмая версия пользуется успехом?

Мы получили несколько сотен предложений по улучшению нашего курса и в «девятке» изменили дизайн, сделали программу более интеллектуальной. Судя по откликам («девятку» мы выпустили в конце октября), мы поступили правильно.

В чём самая большая трудность?

Только пять процентов умеют набирать слепым десятипальцевым методом. Остальные стучат двумя-четырьмя пальчиками по клавиатуре, затрачивая на набор одной страницы текста до 30 минут. Десятипальцевый метод — это экономия времени в шесть раз!

Я оптимист и верю: рано или поздно владение слепым десятипальцевым методом станет обязательным для каждого человека, использующего в работе компьютер, — будь то бизнесмен, бухгалтер, экономист, плановик, студент, школьник…

Рубен Варданян, руководитель «Тройки Диалог», издал приказ, чтобы все его сотрудники овладели слепым десятипальцевым методом, и приобрёл корпоративную версию «СОЛО».

Почему он так поступил? Потому что сам прошёл курс и убедился в его полезности.

Сергей Меднов, вице-президент Альфа-банка, отвечающий за IT-технологии, блестяще владеет слепым десятипальцевым методом. Он добился, использовав административный ресурс (приказ, контроль, премия), чтобы большинство его подчинённых прошли курс «СОЛО на клавиатуре» и научились набирать письма, справки, отчёты, технические задания слепым десятипальцевым методом.

Но в большинстве случаев руководители фирм, ведомств, фондов, банков рассуждают, к сожалению, иначе.

Учиться во время работы? Это недопустимо!

Набирать слепым методом? Да я так быстро не думаю!

Сами они набирают двумя-четырьмя пальцами и спокойно относятся к тому, что их подчинённые работают по старинке.

Наша программа (на диске или взятая в Интернете) стоит 150 рублей. Одна лицензия для корпоративного использования — 300 рублей. Копейки!

Наша ценовая политика даёт мне право говорить: зачем пользоваться пиратским диском, когда лицензионный стоит копейки?

Нередко руководители многих предприятий, платя по 9 тысяч рублей в день за одного сотрудника, отправляют их на всевозможные тренинги. А тут, я говорю о «СОЛО на клавиатуре», всё, как говорится, в одном флаконе: и полезный навык, и тренинг.

Большинство руководителей фирм (да и индивидуальных потенциальных солистов) не знакомы с притчей о леснике.

Идёт человек по лесу и видит дровосека, с большим трудом пилящего дерево совершенно тупой пилой.

— Чего так долго дерево пилишь?

— Пила тупая, — отвечает дровосек.

— Так наточи!

— У меня нет времени точить пилу — я должен пилить!

Вот поэтому у нас так и идёт развитие бизнеса.

Что помогает мне сохранить оптимизм?

Читайте правило седьмое:

Самое ценное в нашей жизни — здоровье. О нём нужно заботиться. Спать необходимо столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объявить войну курению.

На нашей фирме никто не курит. Если вдруг кому-то нужна медицинская помощь — проблему решаем: среди наших учеников немало врачей, которые помогают нашим сотрудникам.

Пока мы здоровы — нужны всем. Когда мы больны — становимся обузой для других. Предупредить болезнь легче, чем вылечить. Спорт, правильное питание — это залог здоровья. Как всё просто! Как банально! Но мы никак не можем поверить в эти банальные истины.

Господи, какой я наивный! Помню, отправил письмо Михаилу Фрадкову, Председателю Правительства Российской Федерации. Нет, я понимал, что до самого Михаила Ефимовича письмо не дойдёт, но надеялся, что кто-то из его сотрудников прочтёт и подумает: а почему бы действительно не научить сотрудников аппарата Правительства Российской Федерации слепому десятипальцевому методу набора?

Повторю: думал, что научатся в аппарате правительства — расскажут министрам и их заместителям, а те прикажут своим подчинённым овладеть слепым методом (порекомендуют, обяжут, заставят), и пойдёт всё по нисходящей.

По нисходящей и пошло… Моё письмо прочли — и ничего в нём не поняли, поэтому отправили в ряд министерств. Там почитали и… перенаправили в агентство, где моё послание пробежали глазами и расписали в одно из управлений. В одном из управлений взглянули на моё письмо — и отфутболили в отдел. А в результате я получил ответ: «Ваше письмо получено, но в настоящее время мы не считаем своевременным проводить обучение сотрудников аппарата слепому десятипальцевому методу. Скорость набора, которой владеют сотрудники, вполне соответствует работе, которой они заняты».

Среди наших солистов — олимпийская чемпионка Ирина Чащина, артист Ефим Шифрин, генеральный директор объединения «Салют» Юрий Елисеев, президент фирмы ABBYY Давид Ян, генеральный директор Мосгортранса Пётр Иванов, артист балета Николай Цискаридзе…

Артисты, студенты, спортсмены понимают полезность слепого десятипальцевого метода набора, а чиновники — нет.

А бывает ли у меня спад настроения? Я же не робот!

Конечно. Иногда прихожу на фирму, узнаю, сколько появилось новых учеников, кто ответил на наши корпоративные предложения — и мною овладевает минутная грусть.

Сколько сил потрачено — и всё вроде впустую. Жалко времени.

И тут я вспоминаю очередное правило успеха в бизнесе:

Жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.

Если вы удачливы, то у вас прямая, спокойная походка, открытый взгляд, крепкое рукопожатие, оптимистический настрой. Вы радостно воспринимаете жизнь — она вам нравится. С вами приятно общаться. Вас интересно слушать. Вы даёте другим людям настрой оптимизма.

А если вы сами себя записали в неудачники? Раздражённость, растерянный взгляд, просящие интонации при разговоре, некоторая униженность, обида на себя и весь мир… К такому человеку и подходить не хочется — заразишься грустью.

Если грустен руководитель, то упадок, огорчение, расстроенность, беспокойство с бешеной скоростью передаются всем сотрудникам, и начинается эпидемия грусти и безнадёжности. Вот тут нужно проявить характер, волю, настойчивость, если хотите, упрямство, во что бы то ни стало добиваться поставленной цели и ни в коем случае не показывать собственную растерянность и грусть.

Мы всё время забываем, что человек — это возможность, а жизнь — это творчество. Поэтому если даже всё совсем плохо и пришлось закрыть фирму, всё равно можно начать сначала, ибо нет безвыходных положений, кроме смерти. Так надо жить.

Когда мои коллеги по фирме на вопрос, почему они не выполнили то или иное указание, честно признаются, что было лень, я говорю:

— Запомните: ленивых людей нет — есть неорганизованные и неувлечённые.

Для себя я решил: необходим анализ всего, что делаю.

Всем советую вспоминать ещё одно правило успеха:

Анализируйте каждый прожитый день: учиться лучше всего на собственных ошибках.

Поэтому сам веду дневник и призываю к этому сотрудников.

Мы стараемся не принимать на работу пессимистов. Они наводят скуку. Лучше всего трудятся сангвиники и холерики.

Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач — оптимизм.

Как быть, когда тебя подводят другие?

Не отослал сотрудник на другую фирму вовремя договор.

Не справился с заданием программист.

Не проконтролировал руководитель проекта работу подчинённых.

Кто-то забыл предупредить о том, что не выйдет на работу.

Кто-то (такое редко, но бывает) обманул меня.

Тут самое главное — не злиться, ибо злиться на друзей нельзя, а на врагов бесполезно.

И помнить о таком правиле успеха:

Злиться на других — бесполезное дело. Злость лишь испортит ваш характер и помешает вашим делам.

С нерадивыми сотрудниками — спокойно расставаться. Без крика, без шума, без выяснения отношений.

— Я вас не устраиваю, — спросил меня менеджер, — и вы хотите меня уволить?

— Как вам сказать… — начал  я. — Скорее мы вас не устраиваем. Вас больше интересует телевидение, журналистика. И работаете вы плохо не потому, что скверный человек, а потому, что занимаетесь не своим делом.

Я помог этому человеку найти работу на телевидении. Он доволен, и мы счастливы.

Только так надо расставаться.

Удовлетворён ли я своей жизнью? Счастлив ли я?

Я иронично улыбаюсь.

Абсолютно счастливыми бывают только идиоты. Я живу радостно, для меня каждый день — праздник.

Схема нашего роста проста.

Сделать ещё интереснее наши два сайта.

Создать программы по улучшению памяти, скорочтению, обучению иностранным языкам.

План развития на пять-шесть лет.

Самое главное — высоко ставить планку. Здесь закон 50 на 50: если удастся выполнить из запланированного хотя бы 50 процентов, то уже хорошо, ибо планка-то высокая, и всегда есть к чему стремиться.

Какие у меня на сегодня основные заботы?

Где найти талантливого замдиректора? Где взять умного друга и единомышленника — программиста на С++? Как воспитать из одного из наших сотрудников успешного «продажника»? Как быстрее выпустить диск с девятой версией? Как расширить число корпоративных солистов?

Кто знает, вдруг читает эти строчки бизнесмен, позвонит к нам на фирму, и мы договоримся о взаимовыгодном сотрудничестве. Я в это верю — я оптимист.

Плакаты в Москве, рекламирующие «СОЛО на клавиатуре». В Интернете на тысячах сайтов идёт обсуждение нашего курса. В день я получаю десятки благодарственных писем.

Я уверен, наступит время, когда большинство руководителей поймут: всё зависит от них. Я имею в виду жизнь фирмы, рост коллектива, эмоциональную наполненность, ощущение радости жизни.

Каждый из нас — хозяин своей судьбы. Хватит жаловаться — пора созидать!

Каждый бизнесмен, большая или маленькая у него фирма, — созидатель. Не так ли?

Ваш Владимир Шахиджанян.

1157


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95