Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

15 фильмов, которые помогут поговорить с детьми о важных вещах

Подборка от психолога Ксении Фадеевой.

1 июня – Международный день защиты детей. Детство и отрочество – удивительный период жизни, когда подрастающий человек познает мир и пробует свои силы в творчестве. По мнению практикующего психолога и автора терапевтических сказок Ксении Фадеевой, просмотр детского фильма или мультфильма – отличный способ завязать интересный и важный разговор с ребенком. Ксения прокомментировала анимационные и кинематографические произведения разных лет, рассчитанные на детскую аудиторию, и дала советы, кому лучше смотреть ту или иную ленту и о чем и как лучше говорить с ребенком после просмотра.

 

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)

Режиссер Элем Климов

Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

Полнометражная лента Элема Климова могла не появиться в прокате, так как комиссии худсовета она не понравилась. Чиновников смутил момент, где сатирически показали реализацию «кукурузной программы» Хрущева. Однако сам Никита Сергеевич случайно посмотрел фильм, и он ему очень понравился. Если бы не эта случайность, то зрители вряд ли увидели бы смешную ленту о жизни обычного детского лагеря глазами ребенка. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» – прекрасная иллюстрация идеального советского детства с принципами «Своих не бросаем». По сюжету мальчика Костю Иночкина начальник лагеря Дынин (Евгений Евстигнеев) исключает из лагеря за нарушение режима купания. Косте стыдно ехать домой, и верные друзья втайне от взрослых прячут мальчика на территории лагеря. Это событие положит начало невероятно веселым приключениям Кости и его друзей. В конечном итоге побеждает дружба, а недалекий Дынин получает по заслугам.

«Гостья из будущего» (1984)

Режиссер Павел Арсенов

Кадр из фильма «Гостья из будущего»

Кадр из фильма «Гостья из будущего»

Одна из ценностей фильма – это пример гибкости поведения персонажа Коли Герасимова (Алексей Фомкин). Он умеет действовать и в современной ему эпохе, и в непредсказуемых условиях будущего, проявляя отвагу и смекалку. Коля знакомится с Алисой Селезневой (Наталья Гусева) из далекого 2084 года и перемешается во времени. Вместе с новой знакомой и верным другом Фимой Королевым Коля противостоит космическим пиратам Крысу и Весельчаку У.

Для советских детей «Гостья из будущего» стала культовым фэнтези, а Коля Герасимов и Алиса Селезнева – примерами для подражания. Здесь смешались вымысел, реальность, испытания и авантюризм. Возможно, размеренный темп фильма и некоторые реалии советского времени будут непонятны для современных детей. Однако такие качества, как доброта, отзывчивость и смелость должны быть понятны и близки всем поколениям.

«Один дома» (1990)

Режиссер Крис Коламбус

Кадр из фильма «Один дома»

Кадр из фильма «Один дома»

При всей внешней эксцентричности, фильм отлично подходит для демонстрации детско-родительских отношений в многодетной семье и самостоятельности маленького ребенка в экстремальных условиях. Кроме того, как мы видим, поначалу конфликтные отношения между братьями и сестрами после долгой разлуки и череды испытаний становятся по- настоящему крепкими. Это отличный экранный пример хорошей динамики взаимоотношений помогает при работе с детской обидчивостью и ревностью.

У Кевина Маккалистера (Маколей Калкин) в канун Рождества вся семья уезжает в Париж, благополучно «забыв» его дома. Оставшийся один самый младший член семьи несказанно рад долгожданной свободе, однако вскоре феерия вседозволенности проходит, и мальчик должен нести ответственность за себя и дом своей семьи.

Обсуждая фильм после просмотра, важно говорить о главном герое так, чтобы не сравнивать его напрямую с вашим ребенком. Кроме того, можно проработать детский страх потери родных и обсудить алгоритмы поведения ребенка в тех ситуациях, которые случились с маленьким героем фильма.

«Матильда» (1996)

Режиссер Дэнни ДеВито

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

«Матильда» – это фильм о самостоятельности и саморазвитии, и пример того, как любой человек может изменить мир. Особенно просмотр «Матильды» пойдет на пользу тем детям, кто боится принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность.

Матильда с юных лет не похожа на окружающих. Она рано начинает читать, повзрослев, самостоятельно ходит в библиотеку и буквально «проглатывает» одну книгу за другой. Чудо-девочка умнеет не по дням, а по часам, чего нельзя сказать о ее семье. Родители в этом фильме показаны с негативной стороны – создатели открыто противопоставляют их дочери, что, отметим, не очень полезно для детского восприятия. Стоит обсудить с детьми этот момент и объяснить, что персонажи в фильме или художественном произведении являются вымышленными, и такая гиперболизация допущена специально, чтобы подчеркнуть ту или иную проблему, поднимаемую в фильме.

Трилогия «Хроники Нарнии» (2005-2010)

Режиссеры Эндрю Адамсон и Майкл Эптед

Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»

Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»

Хотите поднять важные моральные вопросы? Начните, например, с киносаги «Хроники Нарнии». В первом фильме «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» (2005) главные герои – братья и сестры Пэвенси, Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси – приезжают из подвергающегося бомбежкам нацистов Лондона в старинный особняк, расположенный в глубинке Англии. Дети пока не знают, что параллельно с нашим переживающим войну миром существует волшебная страна – Нарния. Сейчас в этом необычном мире правит Белая колдунья (Тильда Суинтон), а Великий лев Аслан ей противостоит. Для сестер и братьев Пэвенси, случайно нашедших путь в Нарнию, начинается непростое приключение, исход которого решит судьбу магического королевства …

Вместе с персонажами фильма взрослеют и юные зрители. Если посмотреть всю хронологию «Хроник Нарнии», то каждый раз в сказочном мире демонстрируются сложные темы, которые детский ум может воспринимать не сразу. Эхо войны неотступно следует за детьми, им приходится принимать взрослые решения, несмотря на юный возраст. Они учатся адаптироваться к изменениям, проявляют изобретательность, выдержку и гибкость. Подобные качества очень важны в нашем стремительно меняющемся мире.

«Белый Бим Черное ухо» (1977)

Режиссер Станислав Ростоцкий

Кадр из фильма «Белый Бим Черное ухо»

Кадр из фильма «Белый Бим Черное ухо»

Сразу предупредим: этот фильм - «тяжелая артиллерия» и подойдет тем детям, кто повзрослее. «Белый Бим Черное ухо» можно назвать советским «предшественником» голливудского «Хатико», и смотреть ленту без слез сопереживания невозможно. Это не просто фильм о любви к братьям нашим меньшим – это пронзительная история о привязанности и преданности, а также о человеческой жестокости, с которой, увы, приходится сталкиваться и самим людям.

Писатель Иван Иванович берет к себе щенка, который родился с «браком» – неправильным окрасом. Это не помешает мужчине и Биму стать настоящими друзьями. Когда Иван Иванович попадает в больницу, верный пес отправляется искать хозяина и сталкивается с недружелюбной реальностью. Стоит ли говорить, что у этой истории печальный конец, который, тем не менее, учит нас нести ответственность за тех, кого приручили?

«Чучело» (1983)

Режиссер Ролан Быков

Кадр из фильма «Чучело»

Кадр из фильма «Чучело»

Вы знаете, какими жестокими бывают дети? Травле со стороны одноклассников подвергается огромное количество детей по всему миру. Иногда обидчики преследуют несчастную жертву и в соцсетях, заставляя ее испытывать неимоверные страдания и стыд.

Как показать ребенку, что жестокость по отношению к другому – плохо, а эмпатия и сопереживание – признаки зрелой личности? Стоит обратить внимание на фильм Ролана Быкова «Чучело». Главную героиню, тихую Лену Бессольцеву (Кристина Орбакайте), одноклассники дразнят Чучелом, при любом удобном случае обижают и унижают, а после одного события и вовсе объявляют ей бойкот.

Фильм будет полезен как тем, кого обижают, так и тем, кто обижает. Часто эти стороны могут меняться местами. Изгои становятся лидерами, а зачинщикам травли приходится переживать весь ужас немотивированной ненависти. После просмотра фильма также становится понятно, в каких мальчиков не стоит влюбляться и как справиться с душевными травмами.

«Чарли и шоколадная фабрика» (2005)

Режиссер Тим Бертон

Кадр из фильма «Чарли и шоколадная фабрика»

Кадр из фильма «Чарли и шоколадная фабрика»

В фильме «Черли и шоколадная фабрика», второй экранизации известного произведения Роальда Даля, прослеживается четкий посыл, как противостоять соблазнам, оставаться собой и быть верным собственным принципам.

Попасть на знаменитую шоколадную фабрику эксцентричного Вилли Вонки (Джонни Депп) – предел мечтаний любого ребенка. Чарли Бакет (Фредди Хаймор) вынужден жить с семьей в маленькой лачуге и экономить на всем. Несмотря на финансовые трудности, все члены семьи Бакет счастливы и умеют поддержать друг друга. Когда Чарли находит золотой билет, который дает возможность попасть на фабрику Вонки, перед мальчиком встает дилемма. Продать билет и помочь семье деньгами, или следовать за мечтой? Мальчуган выбирает второе.

Помимо исполнения мечты хорошего мальчика Чарли, в фильме показан момент, когда чрезмерная увлеченность (почти зависимость) сладким может обернуться плохо. Дидактическая задача Роальда Даля была прекрасно проиллюстрирована в эпизоде с жадным мальчиком, который ел много шоколада и поплатился за это.

 

«Маленькая мисс Счастье» (2006)

Режиссеры Джонатан Дэйтон и Валери Фэрис

Кадр из фильма «Маленькая мисс Счастье»

Кадр из фильма «Маленькая мисс Счастье»

Нужно что-то подбадривающее чтобы объединить семью и забыть былые разногласия? Этот фильм вам в помощь. Только помните, что его надо будет обсудить и прояснить отношения к неоднозначным ситуациям, как в случае с дедушкой Эдвином и дядюшкой Фрэнком.

В центре повествования – колоритная семейка Хупер. Их сложно назвать самой крепкой и счастливой семьей на свете, но когда надо, все представители клана Хупер готовы забыть прежние обиды. Мама, папа, дедушка, сын, дядя и очаровательная семилетняя Олив отправляются на конкурс красоты «Маленькая мисс Счастье», так как это мечта девочки. Среди других конкурсанток, которые активно пользуются косметикой и не в первый раз участвуют в мероприятии, Олив выглядит белой вороной. Семья понимает всю утопичность подобных конкурсов красоты и покидает шоу. В этом мире лучше быть собой, и в конце фильма дядя Фрэнк произносит жизнеутверждающую фразу «Я думаю, мы переживем это». Уверена, стоит вспоминать эту цитату и почаще говорить ее себе во время стрессовых ситуаций.

«Маленький Николя» (2009)

Режиссер Лоран Тирар

Кадр из фильма «Маленький Николя»

Кадр из фильма «Маленький Николя»

Не знаете, как сказать ребенку, что у него скоро будет братик или сестричка? Появление еще одного ребенка – радостное событие для родителей, а для первенца, который долгое время был единственным и неповторимым – может быть кошмаром наяву. Маленький Николя не хочет становиться старшим братом и готов на отчаянные меры. Он решает нанять бандита, который избавит его от будущего соперника. По законам французской комедии в ход событий вмешивается судьба, после чего все идет совсем не так, как планировал Николя. Покажите этот фильм старшему ребенку. Вы вместе посмеетесь, развеете иллюзорные страхи и станете лучше понимать друг друга.

«Алиса в Стране чудес» (2010)

Режиссер Тим Бертон

Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес» (2010)

Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес» (2010)

Во-первых, уточним, что экранизацию стоит рассматривать отдельно от книги, как произведение с самостоятельной сюжетной линией. Автором литературного первоисточника является Льюис Кэрролл, и по его замыслу Алиса попадает в Страну чудес, где с ней происходят немыслимые приключения. Повествование Кэрролла выдержано в жанре абсурда с отсылками к аллюзиям и лингвистическим и математическим шуткам. Тим Бертон старается выдерживать тон повествования, его Алиса (Миа Васиковска) органично вживается в роль, а Безумный шляпник в исполнении Джонни Деппа запоминается с первого кадра. В экранизации сохранены все книжные персонажи, но главная героиня постарше, да и некоторые детали сюжета были в духе Бертона адаптированы для зрительской аудитории.

Фильм Тима Бертона рассчитан больше на подростковую аудиторию, но и зрителям постарше тоже будет интересен опыт социализации главной героини. Экранизация поднимает важные подростковые проблемы: как научиться говорить «нет», как отстоять свое мнение, как противостоять давлению окружающих, как вести себя, когда ты «странный» или, наоборот, все вокруг – «странные».

«Привет, Джули!» (2010)

Режиссер Роб Райнер

Кадр из фильма «Привет, Джули!»

Кадр из фильма «Привет, Джули!»

Очень важная для девочек кинолента, которую я бы включила в девчачий список фильмов для обязательного просмотра. Сюжет строится вокруг девочки Джули Бейкер и ее нового соседа Брайса Лоски. Джули влюбляется в хорошенького Брайса, но тот не оценивает пылких чувств героини и старается отстраниться от назойливой соседки. Однако вскоре ситуация кардинально меняется…

«Привет, Джули!» отлично подойдет для девочек, у которых только намечаются первые симпатии и влюбленности. Опыт главной героини Джули Бейкер учит быть собой, уметь разбираться в людях, особенно в мальчиках, и не терять духа. Безусловно, сам фильм уютный, словно «добрая прививка» от школьной несчастной любви.

«Приключения Паддингтона» (2014, 2017)

Режиссер Пол Кинг

Кадр из фильма «Приключения Паддингтона»

Кадр из фильма «Приключения Паддингтона»

Писатель Майкл Бонд создал поистине уникального литературного персонажа. За приключениями мишки из дремучего Перу следили юные читатели всего мира. Вежливость, доброта и оптимизм (а еще, конечно, любовь к мармеладу) сделали Паддингтона идеальным примером для подражания.

«Приключения Паддингтона» – это фильм о ценности семьи, доброте, простых радостях. Можно быть неуклюжим и смешным, однако для любящих родителей и друзей всегда важнее то, каким характером обладает человек, какой у него внутренний мир и как он относится к окружающим. Это особенно актуально для маленьких детей, которым чрезвычайно важны любовь и признание, когда что-то не получается сразу. Мало просто посмотреть фильм. Всегда стоит обсудить его, содержательно пообщаться, подумать о нем, найти положительные и отрицательные стороны сюжета, чтобы развивать навыки критического мышления, полезные в жизненных ситуациях.

«Головоломка» (2015)

Режиссер Пит Доктер

Кадр из мультфильма «Головоломка»

Кадр из мультфильма «Головоломка»

Сразу видно, что создатели этой анимационной ленты провели тщательную исследовательскую работу и учли особенности возрастной психологии. Маленькому ребенку сложно идентифицировать свои чувства, их одолевает буря эмоций, и ему подчас очень тяжело осознавать свои действия (а тем более их последствия). После просмотра «Головоломки» эмоции становятся более-менее понятными для юных зрителей, им легче отличать их друг от друга, и так ребенок учится самоконтролю.

Главная героиня, девочка Райли, тяжело переживает, когда ее семья переезжает в другой город. Ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Гнев, Страх и Брезгливость. Они приобретают конкретный вид, имеют свои особенности поведения и характера, а главное – по-своему помогают Райли. Вовремя отличать эмоции друг от друга – очень полезный навык, который пригодится не только детям, но и взрослым. Кроме того, просмотр «Головоломки» – отличный повод, чтобы поговорить с ребенком о смене места жительства, переходе в другую школу и других важных изменениях в жизни.

«Тайна Коко» (2017)

Режиссеры Ли Анкрич и Эдриан Молина

Кадр из мультфильма «Тайна Коко»

Кадр из мультфильма «Тайна Коко»

Анимационная работа Pixar рассказывает о нескольких поколениях мексиканской семьи Ривера. Мигелю 12 лет, и он мечтает заниматься музыкой, однако последние три поколения его семьи были сапожниками, а на занятия музыкой наложен строгий запрет. Мигель не горит желанием чинить и чистить обувь, и однажды решает следовать своим путем, так как музыка – его страсть. Он не намерен губить свой талант.

Как видим, сценаристы картины делают упор на том, что следует следовать своей мечте и не сдаваться, однако все же здесь есть весьма важный «текст между строк». Помимо реалистично представленных межпоколенческих конфликтов, еще одна ценность ленты – работа с семейной травмой, мешающая, что важно, потомкам жить полноценной жизнью. Прощение и принятие своих родственников такими, какие они есть, как показывает сюжет мультфильма, верная дорога к счастью и гармонии и в мире живых, и в царстве мертвых.

Источник

592


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95