В конце каждого года редакции различных изданий, а также администраторы социальных сетей подготавливают списки лучших исполнителей, композиций и альбомов года. К сожалению, в 2018 году эти ТОПы настолько скучны, однообразны и безвкусны, что могли бы сравниться разве что с лучшими композициями 60-х годов прошлого века.
Как будто все сговорились и решили провозгласить 2018 не годом добровольца и волонтёра, а годом русского рэпера. Да, конечно, было понятно, что рэп в России стремительно развивается, популяризируется и, если угодно, встаёт с колен (а по-хорошему, выбирается из трущоб), начиная ещё с 2014 года, но когда 90% «лучших альбомов года» – это релизы русских рэп-исполнителей, становится как-то не по себе.
В этом году с рэпом было связано множество событий, о которых обязательно узнавали люди, даже не интересующиеся этим жанром и культурой в целом. Многомиллионные баттлы, скандал с запретом концертов, концерты, собравшие крупнейшие стадионы страны, гости Дудя, а теперь ещё и лучшие треки года – всё это так или иначе в большинстве своём было связано с рэп-культурой. Но в чём же причина?
Можно было бы предположить, что это всё влияние СМИ, которые активно пропагандируют и пиарят рэперов за баснословные деньги. Но нет! Предположение оправдалось бы, если так поступили 10-20 изданий, а не все поголовно. Даже если посмотреть музыкальные итоги года «Афиши», «GQ», «Elle», «The Village» – разница в лучших композициях, альбомах и исполнителях минимальная. Причём если это не русские рэперы (сюда, конечно же, относится и хип-хоп, и треп-хоп, а также всевозможные старые и новые школы), то это рэперы зарубежья: Childish Gambino, Kanye West и другие имена, которые вы наверняка слышали.
Со статистикой, подготовленной социальными сетями, а также различными музыкальными приложениями (Boom, Яндекс Музыка, Apple Music), дела в России обстоят ещё хуже: количество зарубежных рэперов значительно сокращается, зато неоднократно начинают мелькать имена: Лёша Свик, Элджей, Feduk, Егор Крид, Jah Khalib, GONE.Fludd и так далее. В лучшем случае из других жанров может промелькнуть Монеточка со своими «Раскрасками для взрослых» и (прости, Господи) Филипп Киркоров.
Совершенно непонятно, чем вызвано желание российского слушателя включать у себя в наушниках всех этих однообразных исполнителей, для большинства из которых первостепенную важность играет заедающий мотив. Нет альтернативы? Отнюдь! В той же Яндекс Музыке, если перейти на вкладку с другим жанром (главная страница, конечно же, заполнена рэпом), можно увидеть пять-шесть неплохих релизов за неделю.
Веяние времени? Только в нашей стране. Да, в зарубежных ТОПах тоже немало рэп-альбомов, но они идут вперемешку с Gorillaz, U2, Леди Гагой и Полом Маккартни.
Рэп стал элитарной музыкой, которую не все могут понять? Как раз наоборот – рэп стал на все 100% массовым явлением, сродни попсе, которая до этого занимала лидерство по воспроизведению на вечеринках, вписках и праздниках.
Так что же послужило такой масштабной популяризации рэпа? Наверное, все вышеперечисленные особенности в какой-то мере повлияли на это. Не стоит думать, что рэперы сами способны сделать себя «первосортными», даже если напишут какое-то откровение (хотя это на самом деле это не так). 2018 год негласно стал годом рэпа благодаря кропотливой работе журналистов, массовому пополнению в рядах рэп-исполнителей, а также отсутствию вкуса у российского слушателя.
И если рассчитывать на то, что люди перестанут слушать рассчитанное на массового слушателя посредственное «музло», не стоит, то у шоу-бизнеса и СМИ ещё есть шансы открыть действительно талантливых и оригинальных музыкантов в наступившем году.
Роман Морозов